Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

Консультирует педагог-психолог

Дата: 31 января 2022 в 16:01, Обновлено 28 марта в 12:09

                     

                                   Внимание, аутизм!

       2 апреля – Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма (World Autism Awareness Day) установлен резолюцией Генеральной ассамблеи ООН и отмечается, начиная с 2008 года, ежегодно 2 апреля. Цель этой даты – подчеркнуть необходимость помогать людям с аутизмом и расстройствами аутистического спектра и повышать уровень их жизни.

       Согласно принятой в РБ Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10), детский аутизм – это общее расстройство психического развития, при котором отмечаются качественные нарушения коммуникации и социального взаимодействия, ограниченные, повторяющиеся и стереотипные формы поведения и активности. По современным международным клиническим классификациям, аутизм включен в группу первазивных расстройств (от англ. pervasive – проникающий, распространяющийся повсюду), то есть охватывающих все области психики.

Что на сегодняшний момент мы знаем про аутизм:

 До настоящего времени нет единой концепции относительно причин возникновения РАС. Известно, что в этиологии и патогенезе данного расстройства важную роль играют генетические и биологические факторы (в том числе органическое поражение головного мозга вследствие хромосомных или метаболических нарушений).

       Аутизм – это нарушение развития нервной системы, которое проявляется в течение первых трех лет жизни. Это заболевание диагностируется при наличии трех симптомов: недостатка социальных взаимодействий, нарушенной взаимной коммуникации, ограниченности интересов и повторяющегося репертуара поведения.

       Аутизм-это не один какой-то симптом, а это целый комплекс симптомов, которые взаимосвязаны друг с другом и для установления диагноза все симптомы должны быть в наличии. Аутизм-это спектральное расстройство. Спектр означает многообразие проявлений заболевания – от лёгких, хорошо поддающихся коррекции случаев, до самых тяжелых случаев, таких, когда речь идёт об инвалидности. 

Причины развития заболевания изучены недостаточно. Современные представления говорят о том, что аутизм-это нейробиологическое расстройство, т.е. клетки головного мозга у детей с аутизмом функционируют необычным образом. Многочисленные мировые исследования выявляют множество причин развития заболевания, а это значит, что аутизм может постучать в любую дверь, прийти в любую семью.

       Необходимо помнить, что ребёнок рождается с аутизмом, а проявления расстройства заметны в первые  три года жизни ребёнка. Ребенок с аутизмом развивается иначе уже с самого рождения, его развитие искажается, поэтому внимательные родители уже в младенчестве замечают характерные особенности.

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ С АУТИЗМОМ?

           Единого решения и подхода к лечению аутизма у детей нет. Каждый случай уникален и требует индивидуальной программы реабилитации. Однако, за время изучения данной проблемы, детские психологи сумели сформулировать несколько концепций, которых стоит придерживаться.

        Считается, что наилучшие результаты дают занятия с ребенком в возрасте до 5 лет. Возможно, это связано с активным развитием мозга и социальных моделей поведения.

      Цель лечения детского аутизма – улучшение их умственного развития, социальных отношений: общения, бытовых навыков, а так же достижение независимости в будущем.

       Ребенку, страдающему аутизмом, необходимы дополнительные занятия с логопедом. Одним из наиболее эффективных методов терапии считается арт- терапия. К ней можно отнести лепку, рисование, занятия музыкой – все это помогает ребенку не только развивать навыки мелкой моторики, координации, внимания, но так же вызывает доверие малыша и снимает тревожность. Помимо этого хорошо показали себя в лечении аутизма занятия с животными: лошадьми, собаками, а так же трудотерапия.

       В настоящее время применяют так же широкий спектр лекарственных средств: психотропных препаратов, антидепрессантов, однако они не всегда нужны при лечении, и показания к их применению строго ограничены в связи с тяжелыми побочными действиями.

Чего ждать?

К сожалению, случаев полного излечения от аутизма в медицинской практике не встречается. Бывает, что при мягких формах заболевания, а так же при активной терапии происходит ремиссия, вплоть до полного снятия данного диагноза. Однако процент таких случаев невелик: от 5-20%.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ПО ОБУЧЕНИЮ

детей-инвалидов и детей с особенностями психофизического развития.

        Как правило, дети с недостатками развития не умеют играть. У них не возникает замысла игровой деятельности, в лучшем случае они переставляют игрушки с места на место, бессмысленно манипулируя ими. Проявить живой интерес к чему-либо, воссоздать несложную жизненную ситуацию они не могут. Ваша задача – научить ребенка играть.

      Игра важна не только потому, что ребенок интересно проводит свободное время. В процессе игровой деятельности происходит коррекция психических функций ребенка (внимания, памяти, мышления и т.д.), развивается его эмоционально-волевая сфера. Какими бы ни были размеры вашей квартиры, обязательно отведите ребенку специальный уголок, где на коврике расставьте игрушечные мебель, разложите посуду, предметы быта, одежду и т. д. Чтобы привлечь внимание малыша, подберите яркие, красочные предметы. Играя вместе с ним, вы заметите, что у него возникает желание высказаться, проявить чувства. Поддержите его желания и инициативу. Например, медвежонок вывалился из машины – его надо пожалеть, приласкать; лошадка долго скакала – ее необходимо напоить водой, накормить. В течение дня как можно больше времени играйте с ребенком, периодически меняйте игрушки, чтобы поддерживать к ним интерес.

       Приучайте ребенка бережно относиться к игрушкам, содержать их в порядке, убирать на место. Когда он еще слишком мал, убирайте игрушки сами, а малыш пусть их подает. Со временем ребенок все будет делать сам, но под вашим контролем и руководством. И наконец, когда вы научите его всему необходимому, он справится с заданием самостоятельно.

        Если ребенок знаком с хозяйственно-бытовым трудом членов семьи, его заинтересует игра «Кому что нужно?». Предложите подобрать картинки с изображением тех предметов, которые потребуются матери для приготовления обеда (продукты, кухонная посуда, мясорубка), отцу в работе по дому (молоток, пила, гвозди), бабушке при вязании (спицы, моток шерсти) и т.д.

     В игровой форме вам будет проще познакомить ребенка с цветом, формой, величиной предметов, привить навыки пространственной ориентировки. Если вы знакомите малыша с цветом предметов, то попросите его сначала разложить предметы на две группы и объясните значения слов «цвет», «такой же», «разные». Материалом послужат цветные палочки или карандаши: красный – синий, желтый – зеленый, синий – белый и т.д.

      У ребенка может вызвать интерес раскладывание палочек двух цветов в разные стороны. Сначала покажите малышу, как это делается, не забывая одновременно спрашивать, куда положить предмет того или иного цвета.

       Например, вы показываете ребенку желтую палочку и спрашиваете его: «Где лежит палочка такого же цвета? Куда ее положить?» Ребенок отвечает или чаще всего указывает жестом. Вы кладете желтую палочку рядом с желтыми и поясняете, что они одинаковые. Так раскладываются несколько пар палочек. Далее ребенок, по возможности самостоятельно, показывает, куда надо положить палочки.

       Помните, что занятия по ознакомлению с цветом следует проводить при естественном освещении. Пособия размещайте на белом фоне. Если вы используете карандаши, то лучше, чтобы они были незаточенными. Желательно, чтобы ребенок научился группировать карандаши (палочки) двух цветов. Если малыш не может выполнить задание, то вместе с ним раскладывайте карандаши и палочки.

         Как правило, дети с недостатками развития неуклюжи, поэтому в режиме дня отведите определенное время подвижным играм. Приучайте ребенка лазать, бегать, ходить по выложенным на полу из веревок квадрату, кругу, различным линиям. Такие занятия помогут координации движений, восстановят нормальную походку. Научите малыша бросать мяч, доставать различные вещи, находящиеся в труднодоступных местах (встать на стул и достать со шкафа куклу). Постепенно, по мере развития ребенка, игры усложняйте, увеличивая расстояния пробега, число играющих.

       Ребенок с ограниченными возможностями, как и любой другой, нуждается в контактах со сверстниками. Если в семье есть еще  дети, это, как правило, благоприятно отражается на малыше, он легче общается с окружающими. Если у него братьев и сестер нет, то он нередко лишается детского общества. В этом случае познакомьте сына или дочь со здоровым ребенком младшего возраста и постарайтесь организовать их совместную игру. Старайтесь вовлечь его в игру с другими детьми.

                      ИГРЫ НА ПРЕОДОЛЕНИЕ ДЕТСКОЙ АГРЕССИИ

В возрасте 2-4 лет малыши иногда становятся неуправляемыми и агрессивными.

Предлагаем несколько игр, с помощью которых можно помочь ребенку выплеснуть негативные эмоции. Психологи утверждают, что нельзя подавлять негативные эмоции. Что же делать? Надо найти для них выход!

СНИМАЕМ СТРЕСС 

Чтобы направить агрессию ребенка в нужное русло и дать ей выплеснуться, психологи советуют играть в определенные игры, где это негативное поведение может быть управляемым. В эти игры могут играть и родители, и сами дети в садике. Чем большим количеством времени вы располагаете, тем лучше: малыш первое время будет подолгу заигрываться в «Салют» и «Упрямого барашка».

Игра 1. «Обзывалки»

Мама и ребенок встают друг напротив друга и кидают друг другу мяч. Когда ребенок кидает, он может назвать маму «обидным» словом, которое на самом деле разрешено, например, «Ты капуста!» — «А ты помидор!» и т. д.

Игра 2. «Пыль»

Предложите ребенку выбить пыль из подушки. Пусть он колотит ее, кричит.

Игра 3. «Борьба на подушках»

Включите веселую музыку, возьмите в руки подушки и слегка подеритесь ими. Но родители четко должны установить правила — не бить руками, не кричать обидные слова. Если правила нарушаются, игра останавливается.

Игра 4. «Снежки»

Предложите ребенку комкать листы бумаги и бросать ими друг в друга.

Игра 5. «Салют»

Ребенок рвет бумагу и с силой бросает ее вверх. Потом все вместе убирают мусор пола.

Игра 6. «Мячик, катись!»

Теннисный мячик кладется на ровную поверхность. Ребенку предлагают сдуть его, чтобы он прокатился по заданной траектории. Игры с участием дыхательных элементов психологи считают самыми эффективными.

Игра 7. «Лягушка»

Если малыш любит купаться, предложите ему дуть на поверхность воды, чтобы получились волны. Усилия ребенка должны быть достаточно интенсивными.

Игра 8. «Ураган»

Сядьте напротив малыша и предложите ему вас сдуть. Пусть он наберет в легкие побольше воздуха и как следует дует на вас — мама при этом делает вид, что сопротивляется потокам воздуха.

Игра 9. «Упрямый барашек»

Малыш ложится на пол и с силой выпрямляет ноги, в воздух или бьет ими об пол. На каждый удар он может говорить «Нет!».

Игра 10. «Футбол»

Ребенок и взрослый играют в футбол подушкой. Ее можно отнимать, пинать, бросать — главное, соблюдать все правила.

​​                Как мaло ребёнку нyжно для счастья...

Подумайтe, как просто осчaстливить pебёнка и преврaтить самый oбычный дeнь в мaленьĸий прaздник. Мы предлагаем  советы, которыe пoмoгут вызвать у pебенкa как минимум улыбку.

1. Cделайте пpостую игрyшкy. Haпример, прорежьте oтверстие-рoт в кoрoбке и нариcуйтe глаза, чтобы получился смешной прoжoрливый звeрeк, вырежьте картoнную машину, распeчатайтe картинкy с героем из любимoй книжки.

2. Peбeноĸ слоняется по квaртире, вы заняты своими дeлами. И вдpуг предлoжите – “Хочeшь, я тебе почитaю?” или “Давай в лото cыграeм?”. Увидите как рacцветет его мордaшкa oт нeжданной рaдости. И вам небольшой перерыв будeт пoлезен.

3. Koгда опaздывaете, не тaщите ребенĸа за pуку. Лучшe вoзьмите егo зa пояс или концы шарфика и внезапнo издайтe знакомый малышу призыв “Чух-чух ту-тууу”. Тaк вы избaвитеcь от взаимнoгo недoвoльcтва и дo места доберетеcь гораздо быстpee.

4. Сдeлайтe специальнo для pебенкa нeсколько маленьких кoтлетoк или блинчиков смешнoй формы – oн обрaдуется.

5. Прежде чем пoзвать малыша oдеватьcя – выложитe из пригoтoвленных вещей каpтинку – цветок, рожицу, челoвечка.

6. Перед дорогой, вмeсто грубого “Дай скорee pуку” скажите писĸлявым голоском: “Я мaльчиĸ-пaльчиĸ, дeржись за мeня”.

7. Вытащив сонного ребенка из aвтобyсa – прoнеcите его несĸольĸо мeтров на рyках. Hу и что, чтo oн уже большой, даже взрoслым хочeтся инoгда, чтoбы их кто-нибудь понес. А вы в сoстoянии (конeчно, рeчь идет о малыше 3-5 лeт) дoставить рeбeнку такую радость.

8. Неужели ваших знаний, опыта, фантазии не хватит, чтобы отрeзать от батона трeтью гоpбушку для маленьĸoгo любитeля кopoк?

9. Pебенок большe месяцa зacыпaет и пpoсыпается c мыcлями о сaмоĸaте, мусоровозe, конструкторe – помогитe этой мечте исполнится, дaже eсли до дня pождeния и Hового гoда eщe неcкoлькo месяцев.

10. Отпрaзднyйте маленький день рoждения ребенка. Bсе-тaĸи “только раз в гoду” cлишком малo для малыша, a прожитая пoлoвинĸа года хороший повод. Mалeньĸий дeнь poждения устpoить oчень просто – купите нeбольшую игрушку или книжку, пиpoжные, чтoбы было, кyда вoткнyть свечки, нескoлькo вoздyшных шaриĸов, мыльныe пузыри. И конeчно будьтe гoтoвы нeсколько чaсов позaнимaться ребенком (а не домaшними делaми), веселится вместе с ним.

11. Оcтавьтe на видном меcте cюрприз для малыша. Чтo-тo мaленькое, нo приятное. Носитe с coбoй нeбольшоe yгощeниe (орeшки, сухофруĸты, мармелад, печенье), чтoбы неoжиданнo предложить их yстaвшемy, наxoдящемуся вдaли от дoма ребенкy. Прижившаяся у вас в сyмке ĸуĸoлĸа или мaшинкa тoже пригодятся.

Организация домашней среды для ребенка с аутизмом

Сенсорная среда

Многие дети с расстройствами аутистического спектра имеют особенности сенсорного восприятия, как правило гиперчувствительность к чему-либо (свету, звукам и т.д.). Крайне важно понимать, как сенсорная среда влияет на состояние вашего ребенка.

Звук

Фоновый шум, на который большинство обычных людей просто не обращает внимания, может стать катастрофой для вашего ребенка. Музыка, шум машин, разговор за стеной, даже простое гудение ветра, будут постоянно привлекать его внимание. Из-за сильного шума ваш ребенок может испытывать перегрузку, и, как следствие, хуже поддерживать зрительный контакт и реже вступать во взаимодействие с другими людьми.

Постарайтесь, насколько это возможно, оградить ребенка от постороннего

шума — особенно если вы в это время пытаетесь привлечь его внимание.

Выключите телевизор и музыкальные приборы, включайте посудомоечную

машину, только после того, как ваш малыш уснет, в тех местах, где вы обычно вместе играете, или проводите занятия, положите в зоне доступа наушники и другие устройства для приглушения шума.

Некоторые дети настолько чувствительны к некоторым звукам, что проявляют признаки беспокойства, вплоть до истерики, плачут и закрывают уши, как только их слышат. Если это относится к вашему ребенку, понаблюдайте к каким уровням громкости, звукам и шумам он особенно чувствителен. Вы не обязаны полностью исключать из окружающей среды ребенка эти звуки, особенно если речь идет о чьем-то голосе. Постарайтесь ввести этот звук в игру, когда ребенок расслаблен, спокоен и получает удовольствие от процесса. Позвольте ему почувствовать, что он в состоянии регулировать этот звук, привязав звучание к какому-нибудь движению.

Визуальная перегрузка

Возможность визуальной перегрузки также следует принять во внимание. Иногда стены комнат покрыты картинками, плакатами и т.д. Считается, что таким образом дети сами собой запоминают многие вещи и учатся, даже если глядят на стены. Такой подход контрпродуктивен, если речь идет о детях с расстройствами аутистического спектра. В такой перегруженной визуальными стимулами среде ребенку очень трудно поддерживать зрительный контакт. Если вы хотите, чтобы ребенок проявлял внимание к другим людям, постарайтесь, чтобы ничто в окружающей обстановке его не отвлекало и на стенах не было ничего лишнего.

Свет

Правильное освещение также имеет большое значение. Лампы дневного света в большинстве случаев дают пульсирующий свет. В комнатах с таким освещением многие дети быстрее устают, реже смотрят в глаза и хуже удерживают внимание. Для таких детей лучше подходит свет от лампочек накаливания. Современные технологии позволяют уменьшить пульсацию в лампах дневного света, но не до конца. Также нет однозначного мнения о том, как влияют на детей компактные люминесцентные лампочки.

Иногда лучший способ понять, какое освещение будет оптимальным —

попробовать несколько разных видов лампочек и проанализировать, как вы

себя чувствуете, и как ваш ребенок реагирует на этот свет.

Цвет

Кроме того, на состояние ребенка может оказывать влияние цветовое решение, в котором выполнена обстановка в комнате. Понаблюдайте, какие цвета больше всего привлекают его внимание, и используйте их с осторожностью. Например, допустим ваш ребенок сильнее всего реагирует на сочные оттенки красного, зеленого и синего. Вам следует убрать эти цвета из обстановки в его комнате и воздержаться от покупки одежды такой расцветки, по крайней мере пока ваш ребенок не научится уделять больше внимания людям, а не цвету своей одежды или рисунка на обоях. Но если вы хотите, чтобы ваш ребенок наверняка обратил на вас внимание, наденьте шляпу, рубашку или аксессуар его любимого цвета, или предложите игру с использованием цветных материалов.

Дом как минное поле

Вспомните, как часто вы говорите своему ребенку: «не трогай!… не ходи туда!… положи на место!» Если эти слова звучат в вашем доме слишком часто, возможно дом действительно полон для вашего ребенка опасностей.

Эмоциональная реакция родителей часто привлекает внимание детей, и многие из них начинают раз за разом повторять это поведение, чтобы снова увидеть интересную реакцию близких. Другие дети, склонные к уходу в себя, если слишком часто слышат слово «нет», начинают меньше играть и взаимодействовать с окружающими. Оба варианта, как вы понимаете, крайне нежелательны.

Если вы не хотите, чтобы ребенок брал какие-то предметы в руки, заприте их в шкаф или комод, или отдайте на хранение, пока не научите ребенка следовать правилам. Если вы уберете с глаз желанные, но недоступные или опасные предметы, ваш ребенок будет реже слышать слово «нет», а вам не придется лишний раз призывать его к порядку. В конечном итоге, в безопасной обстановке вам будет легче общаться с вашим малышом.

Можно по-разному воспринимать замки. Для кого-то первой ассоциацией

будет тюрьма, а для других — безопасность. Смотрите на необходимость держать какие-то вещи под замком как на возможность сделать ваш дом

более безопасным местом для ребенка.

Если у вас есть другие дети, позаботьтесь о том, чтобы у них было место, где можно хранить их детские ценности, чтобы брат или сестра с аутизмом не могли до них добраться. Это позволит вам избежать ссор между детьми.

Кроме того, подумайте о том, как ограничить доступ ребенка к различным поощрениям. Если у него будет постоянный доступ к предметам и занятиям, которые вы используете в качестве подкреплений, он реже будет сотрудничать с вами и обращаться к вам.

Игровая комната/комната для занятий

Выделите в доме комнату, или хотя бы место, где вашему ребенку будет легко сосредоточиться на взаимодействии с вами и на занятиях. Комната, которую вы выделите, может ночью превращаться в спальню. В таком случае можно организовать ребенку постель на матрасе, который утром можно будет убирать.

Если жилье позволяет, выделите одну комнату только для занятий. Обустройте ее так, чтобы ваш ребенок с легкостью концентрироваться на вас, а вам в свою очередь было удобно пользоваться материалами, и вести занятия. В такой комнате не должно быть рисунков или картин на стенах (они будут отвлекать вашего ребенка, да и вас тоже), а также ничего такого, что ребенку нельзя трогать.

Вот несколько идей относительно обустройства игровой комнаты:

1) Для большинства детей будет достаточно помещения три на три

метра. Комната не должна быть не только слишком тесной, но и слишком

большой. Если ваш ребенок еще мал, а комната огромная, это помешает вам

создать обстановку, в котором ему будет легко сконцентрироваться. Если

ребенок уже большой, вам обоим понадобится больше простора во время

занятий.

2) Минимизируйте количество объектов, которые могут отвлечь ребенка от вас и от занятий. Повесьте полки для игрушек высоко, так чтобы ребенок не мог сам ничего достать, и игрушки не были все время на глазах.

Ему наверняка понадобится ваша помощь, а это уже лишний повод для развития навыков коммуникации. Не используйте обои с рисунком, лучше

покрасьте стены в нейтральные пастельные тона.

3) В комнате обязательно должен быть стол для занятий и игр, и стул.

Можно использовать стандартный стол и стул с регулятором высоты,

который может «расти» за ребенком.

4) На окна лучше повесить жалюзи или шторы, которые будут пропускать достаточно света, но смогут, если нужно, закрыть вид из окна, чтобы ребенок не отвлекался. Идеальный вариант — стекла из плексигласа, который используют в душевых кабинах.

5) Если возможно, выберите помещение недалеко от туалета, чтобы походы туда не занимали много времени.

6) Позаботьтесь о том, чтобы освещение было комфортным.

7) Мягкое покрытие — удобный и безопасный вариант для тех, кто любит играть на полу, а также для вас, т.к. вам вероятно придется проводить какую-то часть занятий на коленях. Поверх покрытия имеет смысл положить линолеум, чтобы не беспокоиться, если во время занятий вы намусорите.

8) Перед началом каждого занятия убедитесь, что у вас под рукой есть все для занятий: еда, питье, книги, игрушки, все что может понадобиться.

Если ребенок попросит вас о чем-то, вы сразу сможете достать все необходимое, и не нужно будет покидать помещение.

И последнее, но очень важное замечание: обстановка, которую вы обустраиваете для ребенка, должна вам нравиться и быть удобной. Адаптируйте среду, исходя из особенностей вашего ребенка и домашнего

уклада.

ОСОБЫЕ ДЕТИ - ОСОБОЕ ОБЩЕНИЕ

        Часто родители отмечают, что ребенок капризен, раздражителен, обидчив, криклив или наоборот, чрезмерно застенчив. Он стал ранимым, впечатлительным или безучастным ко всему, плаксивым, конфликтным, постоянно недовольным всем. У него нарушены сон и аппетит, отмечаются вспышки гнева и перепады настроения, значительно снижен интерес к играм, занятиям, учебе, затруднено общение и т.д.

         Как правило, такие состояния возникают у детей и подростков при наличии внутреннего психологического дискомфорта, проявляющегося в нарушении эмоциональных и поведенческих реакций, характерных для данного возрастного периода, - детского или подросткового невроза. Большинство неврозов, которые человек приносит с собой во взрослую жизнь, являются прямым результатом психологического неблагополучия в детстве или подростковом периоде.

Система взаимодействия родителей и детей "Особые дети - особое общение" дает возможность корригировать негативное и конфликтное поведение ребенка конкретно. Она позволяет изменить внешнюю сторону общения. Каждая рекомендация основана на реализации определенного закона психологического развития ребенка.

ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА

- доброжелательное, приветливое, теплое, нераздраженное.

ТОН ГОЛОСА в разговоре с ребенком - доброжелательный, приветливый в любых ситуациях.

В ЛЕКСИКЕ ПО ВОЗМОЖНОСТИ ИЗБЕГАТЬ УПОТРЕБЛЕНИЯ:

· всех частиц НЕ;

· приказных фраз;

· повелительного наклонения (например, возьми, сделай и др.);

· глаголов "должен", "обязан", "нужно".

ПОМНИТЕ:

телевизор, видео - не нянька, т.е. нужно вместе с ребенком смотреть

передачи. Это способствует снятию напряжения, волнения, восстанавливает эмоциональный контакт с ребенком, улучшает его, дает возможность корригировать восприятие услышанного и увиденного ребенком (объяснить непонятное, побеседовать, задать вопросы);

если Вы огорчены чем-то, постарайтесь объяснить ребенку, что это

связано не с ним, что находясь рядом с Вашим ребенком, будете в лучшем настроении, так как Ваш сын или дочь - это радость;

от Вас ребенку необходимо как можно больше тактильных контактов:

обнять, погладить, приласкать.

СТАРАЙТЕСЬ:

  • Не говорить с иронией или насмешкой;
  • Не делать постоянных замечаний, особенно мелочных;
  • Не ругаться и не кричать на ребенка (вместо этого можно сказать, что именно Вас рассердило или обидело в его поведении);
  • Всегда быть с ребенком вежливым, теплым;
  • Не торопить и не подгонять ребенка;
  • Как можно чаще высказывать одобрение, похвалу, эмоциональное принятие Вашего ребенка, и не за что-то, а только потому, что это Ваш ребенок, несмотря на все проблемы;
  • Как можно чаще подтверждать свою любовь к нему: ведь это Ваш ребенок;
  • Не говорите ребенку, что не любите его;
  • Не давать ребенку чувствовать себя плохим (плохими могут быть его поступки, но не он сам).
  • От неправильного поведения или занятия старайтесь ребенка отвлекать, предлагая не менее 2-3 вариантов деятельности или занятий.

НЕСКОЛЬКО СПОСОБОВ ВЫСКАЗАТЬ ОДОБРЕНИЕ:

  • Молодец! Правильно! У тебя это здорово получилось!
  • Ты сегодня хорошо потрудился! Я знала, что ты справишься!
  • Неплохо! Отлично! Ты быстро научился! Это то, что надо!
  • С каждым днем у тебя получается лучше!

ЛЮБИТЕ РЕБЕНКА ТАКИМ, КАКОЙ ОН ЕСТЬ. НЕ ЖДИТЕ ОТ НЕГО НЕВОЗМОЖНОГО.

ТРЕВОЖНЫЕ СИМПТОМЫ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

 1. Малыш не устанавливает зрительный контакт или он кратковременный.  Ребенок, который смотрит в глаза, только если его активно вовлекают в общение, или изучает предметы, рассматривая их как бы со стороны, а не прямо, может вызывать беспокойство.

2. Малыш одержим вращающимися предметами.  Большинство детей любят смотреть на карусели, играть с юлой, но если ребенок часто завороженно не отходит от вращающихся предметов, это тревожный сигнал.

3. У малыша нет лепетной речи. Речевое развитие ребёнка должно усложняться от гуления в возрасте 4–6 месяцев к лепету, включающему согласные, в 6–9 месяцев. Дети, в лепете которых нет согласных, должны быть обследованы на предмет задержки речевого развития, особенно если к году ребёнок не произносит свои первые слова «мама» или «папа».

4. Малыш играет один. Дети от года до двух привлекают к игре окружающих, например, папу или маму, проявляют интерес к тому, чем занимаются близкие. Если ребёнок может часами играть в одиночестве, это должно настораживать.

 5. Малыш не реагирует на посторонних.  Ребенок раннего возраста быстро замечает, появление незнакомого человека. Например, он может испугаться и спрятаться за маму, а может с удовольствием начать общаться. В любом случае реакция на незнакомца должна быть.

6. У малыша отсутствуют навыки коммуникации.  Когда ребёнок видит что-то новое, интересное или даже пугающее, он обращается к взрослому посредством голоса, жеста. Обратите внимание, если этой реакции нет.

7. У малыша стереотипные движения.  Например, если ребенок все время хлопает в ладоши, ходит на цыпочках, включает и выключает свет, открывает и закрывает двери, выполняет странные движения руками или гримасничает - это должно насторожить родителя.

        Дорогие родители, если вы заметили хоть один из этих признаков у вашего малыша, не ждите, обратитесь к специалистам: детскому неврологу, психологу, дефектологу.

Мир глазами человека с аутизмом

Сегодня все чаще говорят о настоящей «эпидемии» аутизма. Присмотримся же ближе к самим людям с аутизмом: что они чувствуют? Как воспринимают все, что их окружает? Путешествие в другое измерение.

Это странные дети. Их взгляд ускользает от нас, и мы спрашиваем себя, видят ли они нас вообще. Их поведение удивляет, а то и пугает: они могут подолгу беспорядочно размахивать руками, кружиться на одном месте или по многу раз монотонным голосом задавать один и тот же вопрос... Спустя несколько месяцев после рождения эти дети уже кажутся необычными (хотя диагноз ставится в полтора года). Проявления чрезвычайно разнообразны. Некоторые дети овладеют речью, другие нет. Одни будут отставать в умственном развитии (таких примерно 45%), у других проявится блестящий интеллект или феноменальная память. Кто-то сделает открытия или напишет книги, а кто-то так и не сможет научиться читать. Но какими бы разными они ни были, дети с аутизмом способны нам открыться, если мы приложим усилия, чтобы научить их общаться с нами.

Трудности обработки сенсорной информации.

 Нельзя ждать от ребенка, что он начет впитывать знания, обучаться социальным навыкам, хоть как-то «вести себя», когда окружающее его пространство состоит из неприятных и пугающих ощущений. Своеобразие тех, кто страдает аутизмом, проявляется прежде всего в том, что у них другое мировосприятие, они по-другому слышат, видят, ощущают реальность. У них повышенная сенсорная чувствительность - дети очень остро чувствуют запахи, ощущают движения, слышат звуки.  Из-за генетических нарушений мозг таких детей избыточно активен. Он просто не успевает соединять, анализировать все то, что ребенок видит, слышит, осязает. Если мозг здорового человека может отфильтровать тысячи входящих сигналов, которые поступают от органов зрения, слуха, обоняния и т.д., то мозг ребёнка с аутизмом на это не способен. Ощущения от мира, в котором он живет, сравнимы с жизнью посреди автотрассы, в шуме, гари и грохоте проносящихся мимо маши, без возможности хоть как-то повлиять на ситуацию.  

Для него человеческий голос не отличается от других звуков: он не реагирует на свое имя (родителям кажется, что он не слышит), но вздрагивает, когда по улице проезжает машина. Дети  не всегда могут выделить из гула голосов обращенную к ним речь - представьте, что вместо одного человека они слышат одновременно тысячу равных для них по значимости звуков. Дети затыкают уши, могут начать громко кричать - только для того, чтобы абстрагироваться от сенсорной перегрузки, перекрыть каналы связи за счет крика. Это - акт самосохранения. А окружающим кажется, что ребенок истерит.

Страхи.

Уже в дошкольном возрасте у детей возрастает число неадекватных страхов. Многие боятся гулять по улице, ездить в транспорте, оставаться одни в квартире. Иногда ребенок может испугаться кусочка мыла, пролитого на стол клея, киселя.              Аутичные дети зачастую боятся всего нового. Именно поэтому любая перестановка в доме, смена одежды, новая форма работы могут спровоцировать истерику ребенка. Наличие специфических страхов может быть объяснено тем, что  дети  с аутизмом воспринимают предметы не целостно, а на основе отдельных признаков.

Мир воспринимается фрагментарно и искаженно.

Нарушение восприятия может привести к тому, что ребенок, например, путает поднятый палец и карандаш.

Их ощущения не связаны

Все мы общаемся с другими людьми благодаря органам чувств, они помогают нам ориентироваться в мире и понимать других людей. Мозг здорового ребенка через органы чувств из множества источников получает информацию, которая потом удивительным образом складывается в целостную картину мира. У ребенка с аутизмом мозг не способен интегрировать полученную информацию и единой картины мира не получается. Данные от органов зрения, слуха, осязания, вкуса и обоняния, поступая в мозг ребенка с аутизмом, накладываются друг на друга, как кирпичики, которые не скреплены цементным раствором. Ребёнку трудно понять связи и значения!  Именно поэтому, одним из символов аутизма стал рассыпанный пазл. Человеку-аутисту требуется гораздо больше сил и ресурсов, чтобы обработать полученную информацию, из-за чего его мозг колоссально перегружается.

И как только случается что-то неожиданное, например раздается громкий звонок, или просто наступает сенсорная перегрузка — неустойчивое нагромождение «сенсорных кирпичей» рассыпается, восприятие полученной от мира информации смешивается. Возникают паника, срывы, истерики, аутостимуляции. Понимание сути проблемы очень помогает. Задача взрослых— оградить малыша от перегрузок. Ребёнок, например, не выносит аплодисментов. Этот звук вызывает у него острую тревогу, из-за чего он может полностью потерять контроль над собой. Значит, стоит оградить его от массовых мероприятий.

Аномалия чувственного восприятия — это причина необъяснимого крика детей с аутизмом в раннем возрасте. Отсюда и их стремление найти ощущение, которое успокоит внутреннюю бурю: смотреть на вращающуюся игрушку, кусать самого себя, раскачиваться. Некоторые стереотипные движения типичны для аутизма: например, быстрое размахивание руками, которое родители описывают как движения бьющей крыльями испуганной птички или бабочки. Все эти повторяющиеся движения успокаивают таких детей, возвращая им уверенность в себе и чувство безопасности.

Для снижения тревожности аутичные дети часто в своём мире создают свой собственный порядок, используют стереотипные движения, ритуалы - чтобы все совершалось понятно и предсказуемо. Например, идти одним определенным привычным маршрутом, пересчитывать колышки на знакомом заборе и так далее. Если ему в этот момент помешать, у него происходит "перезагрузка" - ему нужно вернуться в исходный пункт, чтобы пройти все заново и без препятствий. А если на пути ребенка стоит человек, обойти которого - значит нарушить маршрут, ребенок встанет напротив и будет стоять, ожидая, что человек уйдет. Может начать кричать и толкаться. Не все люди спокойно на это отреагируют - отойдут в сторону, хотя именно это и помогло бы избежать конфликта.

У всех людей есть свои предпочтения, которые их успокаивают. Кто-то стучит ручкой или пальцами в стрессовой ситуации, теребит волосы, что-то рисует. У детей с аутизмом тоже есть свои сенсорные предпочтения. Если ребёнку предстоит пойти в магазин или в комнату, где много всего нового, можно дать ему в руки с собой его сенсорное предпочтение (верёвочку, пёрышко, палочку и т.п.). Чем спокойнее ребёнок, чем меньше он обращает внимание на детали. Человек, который не любит летать на самолёте, знает, что долетит, но всё равно волнуется, что может пойти что-то не так. Ему нужно что-то, что отвлечёт его от полёта. Так и ребёнку с аутизмом необходимо отвлекаться на его сенсорное предпочтение. Можно надеть на руку  резиновый браслет и щёлкать им по руке, чтобы ребёнок отвлекался от шума в магазине и контролировал себя.

Источник раздражения 

Для ребенка истерика, вспышка гнева, нервный срыв намного болезненнее, чем для окружающих. Они возникают от перегрузки систем восприятия. Нужно наблюдать, вести дневник и выяснить, что именно выводит ребенка из себя. Поведение, даже плохое – это одна из форм общения, когда катастрофически не хватает слов. Что-то совершенно невыносимое вызывает истерику. Неприятные ощущения, запахи, реакция на еду. Физическая боль, страх, плохое обращение, разочарование. Можно переориентировать поведение, обнаружив и устранив причину срыва, или научить ребенка говорить: «Прекрати, мне это не нравится». 

Причины тревожности детей с РАС

  • Встреча с незнакомыми людьми;
  • Слишком много людей;
  • Слишком большой выбор;
  • Не может сообщить о своих потребностях;
  • Изменения в рутине;
  • Новый вид деятельности/место;
  • Неприятная ситуация, связанная с сенсорными ощущениями;
  • Переход от одного вида деятельности к другому;
  • Травма/ воспоминание о неприятном событии, чаще всего сенсорном.

Что значит «нет»

Взрослые постоянно сталкиваются с категорическим «нет» особого ребенка. Не выполняет просьбы, не слушает объяснение, не прекращает барабанить пальцами по столу или повторять слова.  «Нет» – это не отказ выполнить что-то, а  неумение. Существует разница между тем, что ребенок с аутизмом не хочет делать и не может выполнить. Он слушает указания, но не всегда их понимает. Он понимает указание, но не всегда знает, как его выполнить. Он знает, как сделать, но само действие может быть для него неприятным. Кроме того, он может бояться, что не справится с задачей. 

Не хватает слов

У ребенка с аутизмом небольшой словарный запас, поэтому ему тяжело выразить просьбу. Он может быть голодным, испуганным, растерянным, но ему сложно найти подходящие слова, иногда ему проще общаться жестами. Даже если ребенок говорит, как профессор, и цитирует сложные тексты, он не вполне понимает значения слов и «прикрывается» ими. Это явление называется «эхолалия» и оно помогает отвечать, когда к тебе обращаются. Проще говоря, прикрыться цитатой, если не знаешь, как сказать. Понаблюдайте, в каких случаях ребенок использует эхолалию: чтобы поддержать диалог, попросить о чем-то, отказаться, назвать предмет. Узнайте, что именно вызывает затруднения.

Навыки общения

Со стороны кажется, что ребенок с аутизмом не хочет играть с детьми - на самом деле он не знает, как к ним подойти, заговорить. Лучший вариант – если они сами пригласят его. Аутичный ребёнок не читает лица, эмоции и жесты, не чувствует интонацию и иронию. Он может засмеяться, когда кто-то упадет или ударится. Это происходит потому, что он не знает, как нужно реагировать. Научите его спрашивать в таких случаях «тебе не больно?» Ребенок с аутизмом сначала пытается понять особенности общения, а затем – добросовестно их повторить.

Они не улавливают чужие эмоции 

Мы можем общаться с другими людьми и благодаря тому, что способны понимать их чувства. С первых же месяцев жизни младенец учится различать выражение лица матери и улавливать ее эмоциональное состояние. Постепенно он начинает устанавливать связи между своими чувствами и тем, что происходит во внешнем мире. Например, падая, дети всегда смотрят на реакцию родителей. Если мама пугается и хмурится, ребенок понимает, что произошло что-то плохое, но если она с улыбкой помогает ему встать, то для него это событие уже не выглядит драматическим. Со временем ребенок начинает осознавать и называть словами разные свои состояния. Восприятие себя формируется на основе реакций других людей, и прежде всего — матери. 

Но ребенок с аутизмом лишен такой возможности. Его мозг получает лишь частичное изображение тех, кто к нему обращается. Например, он видит только рот и щеки, но не глаза. В результате у него просто нет шанса научиться различать мимические выражения радости, гнева, огорчения и многих других эмоций, которые составляют важную часть нашего невербального общения. Большинство же детей примерно к трехлетнему возрасту способны приписывать другому определенное настроение.

Самосознание аутичных детей развивается с существенными трудностями.

Поскольку ребёнок с аутизмом не может увидеть другого человека  с его индивидуальными качествами, у него  отсутствует и «зеркало» для понимания себя, так как самосознание формируется тогда, когда человек «смотрится, как в зеркало, в другого человека. Дети с аутистическими нарушениями довольно долго, упоминая о себе, используют местоимения второго или третьего лица, называют себя по имени, долго путают местоимения разного лица между собой.

Им трудно усвоить правила поведения.

Человеку с аутизмом, который не «считывает» переживания других, трудно добиться и того, чтобы другие понимали его собственные чувства. Его голос звучит монотонно, без модуляций, он может произнести «большое спасибо» гневным тоном, которого сам не ощущает, невольно он может делать бестактные замечания. Так, девочка при других одноклассниках заявила своей учительнице математики, что у той «здоровенный нос». Она вовсе не хотела ее обидеть. Но неспособность воспринимать чужие эмоции часто вызывает раздражение или даже гнев. Для них жить в обществе — словно бродить по дремучему лесу. Даже люди с «высокофункциональным» аутизмом — те, кто получает высшее образование, работает и живет с не-аутистами, признаются, что постоянно чувствуют себя неуверенно. «Мне пришлось выучить наизусть, как надо себя вести в каждой конкретной ситуации», — рассказывает одна из знаменитых аутистов Темпл Грэндин  в книге «Отворяя двери надежды».

У них отличное от других восприятие действительности.

Например, человеку с аутизмом важно то, что обычному человеку кажется мелочью. Люди с аутизмом  очень детализируют действительность: для них уникальной является каждая ситуация. Например, возьмем два антоновских яблока - для нас это два яблока, мы можем обозначить совокупность. Человек с аутизмом - не может. Для него - это разные яблоки. Разного размера, может быть, формы, цветовых оттенков, есть масса критериев, по которым одно яблоко отличается от другого. Их не два - это одно яблоко и еще одно яблоко. Или базовый навык - мытье рук. Для ребёнка с аутизмом это каждый раз разная ситуация: разное время, разная температура воды, полотенце, запахи,  состояние здоровья... Таких детей именно поэтому приходится многим вещам обучать каждый раз заново.

Люди с аутизмом очень лингвистически чувствительны.

 Например, мы показываем ребенку изображение яблока и спрашиваем - Что это? Аутичный ребёнок может молчать в ожидании конкретизации вопроса. Потому что он его не понял: "это" - что именно? Бумага, на которой изображено яблоко? Книга? Круг? Тыкающий палец? От того, как именно задается вопрос, зависит и ответ.

Иногда к звукам примешиваются ощущения, цветовые картинки, и тогда аутист может вообще перестать вас слушать. У него смещены приоритеты - он не понимает, что слушать говорящего важнее, чем впитывать другие ощущения.

Их мышление конкретно

Даже когда у ребёнка с РДА высокий уровень интеллекта и он правильно пользуется речью, другие люди все равно сбивают его с толку, иногда пугают и слишком часто остаются непонятны. Например, девочка справляется с программой школы. Но ей чрезвычайно трудно воспринимать шутки одноклассников. Разговаривая, мы используем метафоры, абстрактные образы, опираемся на интонации. От ребенка с аутизмом все это ускользает. Для него слово — это только слово. Потому что его мышление  — это конкретное мышление. Ребенок мыслит образами и все понимает буквально. Ему непонятны шутки, намеки, нюансы, сарказм, метафоры и фразеологические обороты, он не способен спонтанно их понимать.

 Девочка видит, что окружающие смеются над ее словами, но не способна понять, что их рассмешило. Когда ребенок слышит, что его мать «глотает книги», он ее видит буквально заглатывающей листы бумаги. Скажите «это курам на смех» и он будет искать смеющихся кур. У ребенка голова пойдет кругом, если он услышит «сгорел на работе», «медведь на ухо наступил», «проглотил язык», «глаза вылезли на лоб»… Речь должна быть простой и однозначной, без  неточностей. Вместо «ты холодно оделся» – «надень вместо футболки свитер», вместо «постой минуту» – «жди меня на этом месте». «повесь это вон там», «убери ноги», «закругляйся» – это не просто невыполнимо, это невозможно. Он не сможет отреагировать на обращение, которое для него не имеет смысла. 

Ему трудно дается понимание неявно выраженного, а особенно того, что так осложняет учебу в школе, — абстракции.

У них плохо развито воображение.

У людей с аутизмом нет морально-этических норм.

Норма - это свод правил, применяемых в обобщенной ситуации. Но если нет возможности выделить общее - то о каких нормах и правилах можно говорить? 

Неверно думать, что они умственно отсталые.

У большинства сохранен интеллект. Более того - природа не терпит пустоты - и очень часто такие дети проявляют необыкновенные таланты в других областях деятельности, не связанных напрямую с коммуникацией. Кто-то лучше считает, рисует, копирует изображения с фотографической точностью, чертит, пишет потрясающие стихи. Необходимо увидеть потенциал и начать с ним работать. Чтобы в дальнейшем, возможно, это стало профессией, способной прокормить. Нельзя не думать об этом. Если же нарушен интеллект, то это не является следствием аутизма, а, скорее всего, произошло в результате не связанных с ним нарушений центральной нервной системы.

Они тратят очень много сил на то, чтобы жить среди нас

Можно привести в пример и молодую москвичку Светлану, которая повзрослела, уже работает инженером, но в свои 26 лет так и не научилась смотреть в глаза собеседникам: «Хотя этого никто не замечает, потому что я натренировалась смотреть на точку между бровями, когда говорю с человеком». Всегда настороже, они с самого раннего возраста тратят всю энергию на то, чтобы жить среди нас, адаптироваться к звукам и зрительным образам и наконец понимать то, что мы говорим. Да, они демонстрируют дефицит эмпатии, но из этого не следует делать вывод, что они не способны испытывать эмоции. Любовь, привязанность, теплые отношения нужны им так же, как нам. Если не больше! И мы должны пойти им навстречу, дать каждому из них те ключи, которые ему нужны. По отношению к ним самим не вести себя подобно людям с аутизмом.

Как вести себя, если ребенок

рассказывает Вам о насилии

  • Отнеситесь к тому, о чем рассказал Вам ребенок, серьезно. Он не будет лгать о пережитом издевательстве, особенно если рассказывает о произошедшем очень эмоционально, с подробностями. Эмоции всегда соответствуют пережитому состоянию.
  • Сохраняйте спокойствие. Ребенок может перестать говорить о случившемся, чтобы оградить Вас от болезненных переживаний.
  • Успокойте и подбодрите пострадавшего ребенка. Объясните, что рассказывая Вам о том, что случилось, ему будет проще пережить случившееся. Дайте ему понять, что Вы понимаете и ни в чем не обвиняете его («Ты правильно сделал, что мне рассказал»).
  • Поощряйте ребенка рассказать о том, что случилось. Дайте ребенку выговориться.
  • Постарайтесь максимально узнать у него точные факты произошедшего. Внимательно относитесь к словам ребенка, не отбрасывая их как нечто невероятное. Даже если факты не имели места, важно понять истоки его фантазии.
  • Незамедлительно и тщательно проверьте достоверность предположений.
  • Будьте внимательны к тому, что может заставить ребенка чувствовать себя некомфортно.
  • Дайте возможность ребенку выплеснуть свои эмоции.
  • Будьте выдержаны, если ребенку трудно открыться Вам эмоционально. Помните, что нужно терпение, поскольку убедить ребенка поверить Вам может оказаться нелегко.
  • Пользуйтесь теми же словами, которые использует ребенок, не делайте ему замечаний за использование непристойных выражений, поскольку для него это может быть единственным способом описать случившееся.
  • Будьте искренними. Повторите ребенку еще раз, что Вы верите тому, о чем он рассказал.
  • Будьте честны. Объясните ребенку, что Вы собираетесь делать дальше, и спросите, согласен ли он с Вашими намерениями («Мне надо сказать кое-кому (педагогу-психологу, педагогу социальному или сотруднику органов внутренних дел)) о том, что случилось. Они захотят задать тебе несколько вопросов и помогут сделать так, чтобы ты почувствовал(а) себя в безопасности». Можно дать понять ребенку, что Вы понимаете его чувства, но не должны оставлять ему выбора. Скажите ребенку: «Бывают такие секреты, которые нельзя хранить, если тебе сделали плохо».
  • Обратитесь за профессиональной консультацией специалиста (психологической, правовой, медицинской).
  • Настаивайте на прохождении медицинского осмотра как можно скорее, даже, если нет видимых повреждений.
  • Ребенка с умеренными и тяжелыми повреждениями, неврологическими и сердечнососудистыми нарушениями, а также с тяжелой психической травмой необходимо госпитализировать в обязательном сопровождении педагога.
  • Не думайте, что ребенок обязательно ненавидит своего противника или сердится на него, ведь он может оказаться и членом семьи/ родителем/опекуном. Терпеливо отвечайте на вопросы и рассеивайте тревоги ребенка.
  • После окончания разговора сделайте подробную запись.

Помните: интересы ребенка выше всего остального!

Вредные привычки у детей

Правильное поведение от недостатка воли

страдает больше, чем от недостатка знаний.

Г.Спенсер

Чаще всего, когда речь идет о вредных привычках у детей, имеются в виду онанизм, сосание пальцев, языка, грызение ногтей. Однако проблема много шире. Вредная при­вычка -  отрицательная склонность, ставшая потребностью и выражающаяся в действиях, в поведении, привычка нередко превращается в черту характера. Русская пословица гласит: посеешь привычку - пожнешь характер.

Поскольку становление вредных привычек происходит в самом раннем возрасте, воспита­ние, кроме всего прочего, это еще и привитие полезных привычек. В частности аккуратно­сти, организованности, привычки доводить начатое дело до конца, и борьба буквально с колыбели с возникновением вредных привычек.

Что же касается вредных привычек, с которыми обращаются за помощью к врачу, а именно сосания пальца, языка, губы, тканей (воротничка, рукава пижамки, уголка пододеяль­ника, наволочки и т.д.), верчения волос, качания головкой из стороны в сторону или биения ею о подушку перед засыпанием и во сне, онанизма, то причины и механизмы их возникновения более сложны. Чаще всего вышеперечисленные привычки возникают у ребенка, которого с младенчества воспитывали жестко, по гиперсоциальному типу или по типу неприятия. Его надолго оставляли одного в постельке. Он рано отлучался от материн­ской груди, но ему еще и отказывали в соске. Его редко брали на руки, не укачи­вали, когда ему было не уснуть, ему уделяли мало внимания, ласки. И все это – причины возникновения вредных привычек.

Ребенок, забытый в колыбели, ощущая недостаток впечатлений, ухода, ласки, а в связи с этим испытывающий скуку или страх, ищет компенсацию, успокоение, отвлечение в доступных ему действиях, например, сосет палец или  теребит волосы, ухо, губу, нос, ковыряет пупок, манипулирует наружными половыми органами. Постепенно такое дейст­вие закрепляется. Вначале он прибегает к таким действиям, поскольку отсутствует мать. Теперь встревоженная мать с ним, но она его уже не интересует. Он занят самим собой. Произошла серьезная перестройка ориентации. Природно ребенок стремится к постоян­ному притоку впечатлений, стимуляции извне того, что способствует его развитию. Если рядом мать, он удовлетворен, спокоен и получает все необходимое - от утешения и ласки до развивающих стимулов. Но она отсутствовала, а жизнь продолжалась. И он как бы вернулся во внутриутробное состояние. Он утешает и успокаивает себя сам и ищет источ­ники впечатлений в себе, замыкается на себе. Теперь он привык быть один и мать, вмешива­ясь, только мешает ему.

Часто вредная привычка, выражающаяся в серии ритмичных движений, является вынужден­ным замещением необходимости ритмичных движений, за которыми стоят важные механизмы созревания. Ритмичные автоматизмы действий способствуют дозрева­нию соответствующего возрасту биоритма мозга. Для нормального развития ребенка необходим, например, сосательный рефлекс. Такой ритмичный акт, как сосание груди, не только акт кормления. Это сложный комплекс воздействий - пищевого, эндокринного, психологического и стимулирующего развитие мозга. Иногда плод сосет палец в утробе матери. Есть основание полагать, что у такого плода по каким-то причинам задерживается развитие систем и органов.

Если вредная привычка имеет место, родители не начинают борьбу с малышом, а борются с его привычкой. На отказе от нее не настаивают, прямолинейная атака только раздра­жает, приводит к разладу с ребенком и его невротизации. Бесперспективна, например, попытка отучить сосать палец, смазав его горчицей. Идя по такому пути, впору облить, занимающегося онанизмом, холодной водой (и это делают) или подключить страдающего энурезом к источнику тока, чтобы его ударило, как только моча замкнет электросеть. Все это неприемлемая жестокость по отношению к ребенку. Если такое и поможет, ребенок будет запуган, потрясен и психологические последствия окажутся тяжелее "излеченной" вредной привычки.

У ребенка с вредной привычкой не требуют честного слова в том, что он откажется от нее. Он дает честное слово, но вынужден нарушать его, так как не в силах отказаться от привычки. Приходит вторая вредная привычка - нарушать честное слово. Ребенка не наказывают за вредную привычку. Он не виноват в ней. Наказание только усугубляет ситуацию. Малыш начнет прибегать к вредной привычке, чтобы утешить себя после наказания, и еще более замыкается в себе, страдая от непонимания его переживаний, испытывая чувство вины и еще большую неуверенность.

Вредную привычку устраняют терпеливо, затрачивая на ее преодоление столько же времени, сколько она закреплялась. Она начиналась с отсутствия внимания к ребенку, а теперь для ее устранения ваше внимание особенно необходимо. Ребенок замкнулся, ушел в себя - родители с ним, его увлекают интересными играми, занятиями. Его максимально ориентируют на игру с детьми. Если он один, то обязательно должен быть чем-то занят. У него не должно оставаться времени на вредную привычку. Борьба с вредной привычкой - всегда борьба с неуверенностью в себе, тревожностью, пессимизмом.

Есть и частные рекомендации. При грызении ногтей их коротко обрезают. Разрешают грызть кончик ручки, которой ребенок пишет, или предмет, находящийся в его руках, но обязательно чистый. Советуют потереть ладонь о ладонь, когда возникает импульс к грызению ногтей. Побуждают ребенка самостоятельно бороться с этой привычкой, разъяс­няя ее вред и указывая на неэстетичность вида пальцев с обгрызенными ногтями, учат самоконтролю. Его ободряют, говоря: "Ты с этим обязательно справишься, не огор­чайся".

Ему активно помогают в затруднительных ситуациях, потому что при них особенно часто прибегают к вредной привычке. И помнят: ногти грызут мучительно неуверенные в себе, а преодоление неуверенности - главное. Ногти грызут впавшие в депрессию, и такого ребенка стимулируют, ободряют.

При сосании пальца, вещей - рекомендации те же, но так как к подобному чаще прибе­гают перед сном, то, как и при качании перед засыпанием и во сне, незадолго до сна рекомендуются ритмические игры, танцы, прыжки со скакалкой (в искоренении других вредных привычек скакалка в течении 10-15 минут перед сном обязательна). Полезно, прикрепив к притолоке или косяку двери качели, покачать ребенка несколько раз в день по 10-15 минут; следует приобрести для него лошадку-качалку. При засыпании ребенка рекомендуется включать тихую ритмичную музыку.

Вредные привычки часты у детей, имеющих сниженный фон настроения, склонных к депрессии, и поэтому все, что вызывает хорошее настроение, способствует и устранению вредных привычек.

Для коррекции вредных привычек, тактике ведения себя с ребенком можно обратиться к психотерапевтам.

У вас растёт «особый» ребёнок…

Эта статья написана  специально для тех родителей, которые испытывают недостаток в информации – тех, кто только что узнал о диагнозе своего ребенка, или тех, кто жил с этой новостью некоторое время, для всех тех, кто нуждается в новой информации и поддержке. Эта рубрика поможет Вам  начать поиск информации.  Мы также надеемся, что оно будет полезно и специалистам, работающим с семьями, помогая им осознать, как появление ребенка с особенностями психофизического развития  может повлиять на жизнь семьи.

Типичные реакции родителей на сообщение о диагнозе ребёнка

Чаще всего родители, узнав об особенностях своего ребенка, реагируют похожим образом.

Первая реакция – непринятие: «это не могло случиться со мной». Непринятие быстро сменяется злостью, которая может быть направлена на медицинских работников, которые рассказали вам об этом. Злость может повлиять и на взаимоотношения между супругами, с дедушками и бабушками, с другими важными для семьи родственниками. Такое ощущение, что злость – сильнейшее чувство, через которое проходят все. Ее порождает чувство большого горя и огромной неожиданной потери, которое невозможно объяснить или побороть.

Страх – еще одна реакция. Люди больше боятся неизвестности, чем известности, точная информация о диагнозе и перспективах ребенка в будущем пугает меньше, чем неизвестность. В любом случае, однако, страх за будущее ребенка – это чувство, испытываемое всеми: каким будет ребенок в пять, двенадцать, двадцать один? Что с ним будет, когда я умру? Потом возникают другие вопросы: «Он когда-нибудь выучится? Сможет он окончить учебное заведение? Получить профессию? Сможет ли он любить, жить, смеяться, делать все то, о чем мы мечтали?».

Другие вопросы без ответов порождают страх. Родители боятся, что состояние ребенка может быть самым худшим из возможных. Есть страх неприятия со стороны общества, страх того, как такая ситуация повлияет на жизнь братьев или сестер, вопрос будут ли еще дети в этой семье, сомнения в том, будет ли муж или жена любить этого ребенка. Такие мысли могут просто обескуражить человека.

Далее следует вина, вина и беспокойство по поводу того, что они – родители – могли стать причиной инвалидности ребенка. Они думают: «Я сделал что-то не так? Я наказан за что-то? Я недостаточно следила за собой во время беременности? Следила ли моя жена за собой во время беременности?» Лично мне всегда казалось, что моя дочка упала с кровати и ударилась головой, когда была маленькая, может, ее уронили братья или сестры и не сказали мне.

Иногда чувство вины может выражаться в религиозном аспекте в виде наказания или кары божьей. Часто родители плача спрашивают: «Почему я? Почему мой ребенок? Почему бог дал это мне?», как часто мы поднимаем глаза к небу и спрашиваем, что мы сделали, чтобы заслужить такое испытание.

Замешательство также характерно для этого периода. Оно происходит от того, что человек не до конца понимает, что происходит и что произойдет. Замешательство проявляется в бессоннице, неспособности принять решения, эмоциональной перегруженности, информация может казаться неясной и искаженной. Вы слышите слова, которых раньше нигде не слышали, термины, которые описывают то, что вы не понимаете. Вы пытаетесь понять и найти смысл в той информации, которую вы получаете. Часто родители и те, кто пытается донести информацию об особенностях ребенка, говорят на разных языках.

Бессилие, невозможность изменить ситуацию очень сложно принять. Родители не могут изменить тот факт, что у них растёт ребенок с особенностями развития, но им нужно чувствовать, что они могут справиться со своими жизненными проблемами. Очень трудно заставить себя прислушиваться и следовать рекомендациям, суждениям и мнениям других людей. Более того, эти другие люди – часто незнакомцы, с которыми пока не выстроены доверительные отношения.

Разочарование. Тот факт, что ребенок несовершенен, задевает Эго родителей и бросает вызов их системе ценностей. Это чувство вместе с представлениями о ребенке, которые были до того, могут привести к невозможности принять ребенка, как ценную, развивающуюся личность.

Непринятие. Непринятие может быть по отношению к ребенку, медикам, супругу. Одной из самых сильных форм неприятия, которая встречается редко, является тайное желание смерти ребенка. Такое чувство посещает родителей, находящихся в глубокой депрессии.

В такой период, когда столько разных чувств переполняют сердце родителей, сложно измерить, насколько сильно то или иное чувство. Не все родители проходят через именно такую последовательность ощущений. Но при всей сложности ситуации очень важно для родителей понимать те чувства и эмоции, которые они испытывают, понимать, что они не одни и могут предпринять конструктивные действия, поскольку существуют места, где можно найти помощь и поддержку.

Что делать?

Ищите помощи других родителей

 Это поможет Вам зажечь свет надежды. Найдите других родителей детей с особенностями психофизического развития и попросите их помочь. Существует много организаций и групп родителей детей-инвалидов, которые помогают другим родителям.

Говорите с вашим супругом, семьей и другими значимыми для вас людьми

Часто супруги не делятся друг с другом чувствами, возникающими по поводу проблем ребенка. С другой стороны, супруги часто обеспокоены тем, что не могут поддержать друг друга. Общаясь в сложные времена, эти пары становятся сильнее. Важно понимание того, что вы можете по-разному воспринимать свою роль, как родители, видеть разные пути решения проблем. Постарайтесь рассказать друг другу, что вы чувствуете, и понять другого, если ваши мнения не совпадают.

Если у вас есть другие дети, говорите с ними тоже, не забывайте о них, удовлетворяя их эмоциональные потребности. Если вы чувствуете себя опустошенными и не можете нормально общаться с другими вашими детьми, найдите в вашей семье человека, который на время возьмет на себя эти обязанности. Боль, разделенная, не так тяжела, помочь может и профессиональный психолог. Если вам кажется, что это принесет результаты, используйте и помощь специалистов центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации г.Чаусы.

Живите сегодня

Отбросьте вопросы: что если в будущем…? Беспокойства о будущем только истощат ваши ограниченные ресурсы. Вам есть, о чем подумать, проживайте каждый день шаг за шагом.

Выучите терминологию

Когда вы сталкиваетесь с новой терминологией, не бойтесь узнавать смысл слов. Если во время разговора, кто-то использует непонятное вам слово, остановите разговор и выясните значение этого слова.

Ищите информацию

Некоторые родители находят тонны информации, некоторые не столь настойчивы. Самое важное – искать точную правдивую информацию. Не бойтесь задавать вопросы, ответы на вопросы будут первой ступенью к пониманию ребенка.

Правильное формулирование вопросов – это искусство, которое может сделать вашу жизнь легче в будущем. Хорошо перед встречей со специалистами (медиками, педагогами) написать вопросы и записывать их, когда они возникают по ходу встречи. Хорошо купить папку, в которую складывать все документы, касающиеся ребенка.

Не позволяйте себя запугать

Многие родители чувствуют себя неуверенно в присутствии медиков или педагогов из-за их профессионального опыта, и иногда из-за их манеры себя вести. Не пугайтесь профессионализма тех людей, которые взаимодействуют с вашим ребенком, вы имеете право узнавать обо всем, что происходит. Не беспокойтесь, что вы надоели специалисту своими вопросами: это ваш ребенок, данная ситуация больше всего влияет на его и вашу жизнь, и поэтому для вас очень важно узнать как можно больше.

Не бойтесь показать свои чувства

Многие родители, особенно отцы, подавляют свои чувства. Им кажется, что показав их, они будут выглядеть слабыми. Самые сильные отцы детей с особенностями, не боятся показать свои чувства, поскольку понимают, что это не сделает их слабыми.

Научитесь работать со своими чувствами горечи и злости

От горечи и злости не уйти, когда вы понимаете, что должны пересмотреть планы и мечты, которые были связаны с ребенком. Очень важно понимать, что вы злы, и работать с этой злостью, может быть, и с посторонней помощью. Может, сейчас вы не поверите, но жизнь будет улучшаться, и придет тот день, когда вы снова будете видеть все в положительном свете. Понимание и работа над своими негативными чувствами помогут вам быть сильнее и подготовиться к другим вызовам жизни, а также эти чувства перестанут отнимать у вас энергию и силы.

Оптимизм – это лучшее средство от проблем. На самом деле во всем, что ни случается, есть что-то хорошее. Видение чего-то хорошего уменьшает боль от плохого. И делает жизненные проблемы проще.

Будьте реалистом

Быть реалистом значит понимать, что в жизни есть вещи, которые мы можем изменить. Быть реалистом значит также понимать, что в жизни есть вещи, которые мы не можем изменить. Наша задача, понимать, что мы можем изменить, а что нет.

Помните, что время играет на вас

Время действительно лечит. Это не значит, что воспитание ребенка с особенностями дается очень легко, но это будет справедливо, если мы скажем, что со временем многие проблемы решаются. Поэтому время на вашей стороне.

Не забывайте о себе

Во время стресса все ведут себя по-разному, но все равно некоторые общие советы можно дать: помните о себе, достаточно отдыхайте, ешьте так хорошо, как сможете, выходите из дома и общайтесь с людьми, которые могут вам оказать эмоциональную поддержку. 

Избегайте жалости

Инвалидом ребенка делает жалость ваша и других. Жалость не то, что вам нужно. Вам нужно скорее сочувствие.

Решите, как реагировать на окружающих

В этот период вас может огорчать или злить отношение других к вам или вашему ребенку. Многие реакции людей на серьезные проблемы происходят по причине незнания, непонимания, страха перед чем-то неизвестном или просто незнанием, что сказать. Поймите, что многие люди не знают как себя вести при встрече с инвалидами. Решите для себя, как реагировать на пристальные взгляды, вопросы, не отдавайте слишком много энергии на переживания по поводу неприятных вам реакций чужих людей.

Старайтесь придерживаться привычного расписания дня

Когда возникает проблема, которую вы не можете решить, делайте то, чтобы вы делали, если бы проблемы не было. Такое поведение может добавить стабильность и смысл при сложной и запутанной ситуации.

Помните, что это ВАШ РЕБЕНОК

Это ваш ребенок, и это самое главное. Может быть, его развитие будет отличаться от развития других детей, Но это не означает, что он менее ценен, менее полноценен и меньше нуждается во внимании и любви. Любите своего ребенка и получайте удовольствие от него. Во-первых – это ребенок, а, во-вторых, он «особый», помните об этом. Постарайтесь делать позитивные шаги навстречу ребенку, вам обоим это будет полезно, и вы научитесь думать о будущем с надеждой.

Помните, вы не одни

Чувство одиночество и изоляции испытывают все родители. Эта статья содержит информацию, которая поможет вам преодолеть это чувство. Понимание того, что эти чувства испытывают многие, а также осознание того, что услуги и понимание будут доступны для вас и вашего ребенка, надеюсь, поможет вам.

Детей сравнивают с цветами.
Ребёнок с особенностями  тоже цветок.
Цветок полыни.
Горький, но такой необходимый для здоровья окружающих.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.