Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

Консультирует педагог социальный

Дата: 25 января 2019 в 09:41, Обновлено 28 февраля в 16:22

ЛЬГОТЫ И ГАРАНТИИ СЕМЬЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИМ

ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

Пособия семьям, воспитывающим детей-инвалидов в возрасте до 18 лет (Закон Республики Беларусь от 29 декабря 2012 г. № 7-З  «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» (далее-Закон)

ПОСОБИЕ НА ДЕТЕЙ СТАРШЕ 3 ЛЕТ ИЗ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ СЕМЕЙ

УСЛОВИЯ НАЗНАЧЕНИЯ ПОСОБИЯ

Пособие назначается, если трудоспособный отец (отчим) в полной семье либо родитель в неполной семье, усыновитель, опекун  на дату обращения за назначением пособия, а также не менее 6 месяцев в общей сложности в календарном году, предшествующем году обращения за таким пособием:

  • работают или осуществляют иной вид деятельности в Республике Беларусь, приносящий заработок (доход), с которого в предусмотренных законодательством о государственном социальном страховании случаях уплачиваются обязательные страховые взносы в бюджет фонда, либо работают в дипломатическом представительстве или консульском учреждении Республики Беларусь;
  • проходят в Республике Беларусь военную службу, альтернативную службу, службу в органах внутренних дел, Следственном комитете Республики Беларусь, Государственном комитете судебных экспертиз Республики Беларусь, органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям;
  • получают профессионально-техническое, среднее специальное, высшее или послевузовское образование в дневной форме получения образования;
  • проходят подготовку в клинической ординатуре в очной форме;
  • зарегистрированы в органах по труду, занятости и социальной защите в качестве безработных с выплатой пособия по безработице либо проходят профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации или осваивают содержание образовательной программы обучающих курсов по направлению этих органов;
  • осуществляют уход за ребенком в возрасте до 3 лет, находятся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет (отпуске по уходу за детьми, предоставляемом по месту службы) или являются индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатами, лицами, осуществляющими ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма, и соответствующая деятельность приостановлена в связи с уходом за ребенком в возрасте до 3 лет в порядке, установленном законодательством; являются получателями пенсии или ежемесячной страховой выплаты в соответствии с законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, ежемесячного денежного содержания в соответствии с законодательством о государственной службе, пособия по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, инвалидом I группы, лицом, достигшим 80-летнего возраста, пособия на ребенка в возрасте до 18 лет, инфицированного вирусом иммунодефицита человека.

Условие занятости не менее 6 месяцев не распространяется на отца (отчима), усыновителя (удочерителя), которые проходят срочную военную службу, альтернативную службу, а также трудоспособного отца (отчима) в полной семье либо трудоспособного родителя в неполной семье, усыновителя (удочерителя) опекуна (попечителя), которые в году обращения за пособием  осуществляют уход за ребенком в возрасте до 3 лет, находятся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет или являются индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатами, лицами, осуществляющими ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма и соответствующая деятельность приостановлена в связи с уходом за ребенком в возрасте до 3 лет в порядке, установленном законодательством, являются получателями пенсии или ежемесячной страховой выплаты, ежемесячного денежного содержания, пособия по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до  18 лет, инвалидом 1 группы, лицом, достигшим 80-летнего возраста, пособия на ребенка в возрасте до 18 лет, инфицированного вирусом иммунодефицита человека.

СРОКИ ОБРАЩЕНИЯ ЗА НАЗНАЧЕНИЕМ ПОСОБИЯ

Пособие назначается  ежегодно на основании заявления со дня возникновения права на него, если обращение   за назначением пособия последовало не позднее 6 месяцев со дня возникновения такого права. При обращении по истечении 6 месяцев со дня возникновения права пособие назначается со дня обращения. 

Днем возникновения права на пособие является:

  • день, следующий за днем достижения ребенком возраста 3 лет;
  • 1 января года обращения за государственным пособием;
  • день признания ребенка инвалидом;
  • день отправки в воинскую часть отца (отчима), усыновителя (удочерителя) для прохождения срочной военной службы или день его убытия к месту прохождения альтернативной службы;
  • день установления инвалидности I или II группы родителям в полной семье либо родителю в неполной семье, усыновителю (удочерителю) или назначения пособия одному из родителей, который осуществляет уход за другим родителем, являющимся инвалидом I группы;
  • день расторжения или заключения брака;
  • день трудоустройства либо занятия иными видами деятельности.

МЕСТО НАЗНАЧЕНИЯ ПОСОБИЯ

Пособие назначается по месту работы (службы), учебы матери (мачехи), усыновителя, опекуна ребенка. В случае, если мать (мачеха) в полной семье не работает (не служит), не учится пособие назначается по месту работы (службы), учебы отца ребенка.

 В органах по труду, занятости и социальной защите по месту жительства (месту пребывания):

  • индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам, ремесленникам, творческим работникам, неработающим лицам;
  • лицам, выполняющим работы по гражданско-правовым договорам;
  • лицам, работающим в религиозных организациях, священнослужителям;
  • лицам, зарегистрированным в качестве безработных;
  • лицам, работающим в коммерческих организациях со средней численностью работников до 15 человек включительно, у индивидуальных предпринимателей, нотариусов, адвокатов.

Перечень документов, которые должны представляться гражданами, указан в пункте 2.12. Перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными государственными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 (далее - Перечень).

Справочно: если семья не имеет права на пособие на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей, но в семье одновременно воспитываются дети до 3 лет и старше 3 лет, то  может быть назначено пособие  семье  на детей старше 3 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет.

ПОСОБИЕ ПО УХОДУ ЗА РЕБЕНКОМ-ИНВАЛИДОМ В ВОЗРАСТЕ ДО 18 ЛЕТ

Пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет назначается и выплачивается матери (мачехе) или отцу (отчиму) в полной семье, родителю в неполной семье, усыновителю (удочерителю), опекуну (попечителю) ребенка-инвалида, фактически осуществляющим уход за ним, при условии, если они не являются занятыми или если они заняты на следующих условиях:

  • работают на условиях неполного рабочего времени (не более половины месячной нормы рабочего времени) у одного или нескольких нанимателей или выполняют работу на дому у одного нанимателя;
  • являются индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатами, лицами, осуществляющими ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма, и соответствующая деятельность приостановлена в порядке, установленном законодательством;
  • являются индивидуальными предпринимателями и не осуществляют предпринимательскую деятельность в связи с нахождением в процессе прекращения деятельности;
  • находятся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет (отпуске по уходу за детьми, предоставляемом по месту службы) или академическом отпуске;
  • получают пенсию или ежемесячную страховую выплату в соответствии с законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Другим лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет назначается и выплачивается при условии, если они не являются занятыми, а оба родителя (мать (мачеха), отец (отчим)) в полной семье, родитель в неполной семье, усыновитель (удочеритель), опекун (попечитель) ребенка-инвалида не имеют права на пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет (например, работают на условиях полной занятости, зарегистрированы индивидуальными предпринимателями и т.д) либо не могут осуществлять уход за ребенком-инвалидом в связи с инвалидностью I группы.

Занятыми являются лица:

работающие по трудовым договорам;

проходящие военную службу, альтернативную службу, службу в органах внутренних дел, Следственном комитете Республики Беларусь, Государственном комитете судебных экспертиз Республики Беларусь, органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям;

выполняющие работы по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности;

являющиеся индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатами, лицами, осуществляющими ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма;

получающие профессионально-техническое, среднее специальное, высшее или послевузовское образование в дневной форме получения образования;

проходящие подготовку в клинической ординатуре в очной форме;

зарегистрированные в органах по труду, занятости и социальной защите в качестве безработных либо проходящие профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации или осваивающие содержание образовательной программы обучающих курсов по направлению этих органов;

получающие пенсию или ежемесячную страховую выплату в соответствии с законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, ежемесячное денежное содержание в соответствии с законодательством о государственной службе.

Пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет назначается на каждого ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет независимо от получения других видов семейных пособий в следующих размерах:

по уходу за ребенком-инвалидом, имеющим I или II степень утраты здоровья, - 100 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума;

по уходу за ребенком-инвалидом, имеющим III или IV степень утраты здоровья, до достижения им возраста 3 лет включительно - 100 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума, после достижения ребенком возраста 3 лет - 120 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума.

Пособие назначается на основании заявления со дня возникновения права на него, если обращение за назначением пособия последовало не позднее 6 месяцев со дня возникновения такого права. При обращении по истечении 6 месяцев со дня возникновения права пособие назначается со дня обращения.

Днем возникновения права на пособие является:
для матери (мачехи), отца (отчима) в полной семье, родителя в неполной семье, усыновителя (удочерителя), опекуна (попечителя) ребенка-инвалида:

  • день признания ребенка инвалидом;
  • день, следующий за днем прекращения занятости;
  • день возникновения занятости на условиях, указанных выше.

Для других лиц – день обращения за назначением пособия.

МЕСТО НАЗНАЧЕНИЯ ПОСОБИЯ

Пособие назначается в органе по труду, занятости и социальной защите по месту получения социальной пенсии.

Перечень документов, которые должны представляться гражданами, указан в пункте 2.15. Перечня.

Указанные пособия не назначаются и не выплачиваются на детей, находящихся в детских интернатных учреждениях, учреждениях образования с круглосуточным режимом пребывания.

ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

В соответствии со статьей 20  Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» матери, воспитывавшие детей-инвалидов (инвалидов с детства) не менее 8 лет в период до их совершеннолетия, имеют право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет и при стаже работы не менее 20 лет.

Отцы, воспитывавшие детей-инвалидов (инвалидов с детства) не менее 8 лет в период до их совершеннолетия, имеют право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет и при стаже работы не менее 25 лет, если мать ребенка-инвалида (инвалида с детства) не использовала приобретенного ею права на пенсию по возрасту в соответствии со статьей 20 Закона  и отказалась от этого права в пользу отца или не использовала права на пенсию по возрасту в соответствии статьей 20 Закона  в связи с ее смертью.

Согласно статьи 5 Закона условием для назначения пенсии является также наличие  стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет фонда не менее 5 лет (далее-страховой стаж) (в указанные 5 лет не засчитывается время учебы, службы в армии, время нахождения в отпуске по уходу, время ухода за инвалидами первой группы и лицами, достигшими 80-летнего возраста, инвалидами с детства, период получения пособия по безработице). При наличии страхового стажа не менее 5 лет, в трудовой стаж для исчисления размера пенсии вышеуказанные периоды засчитываются.

Граждане, не получающие трудовую пенсию и (или) пенсию из других государств в соответствии с международными договорами Республики Беларусь, имеют право на социальную пенсию на условиях, предусмотренных настоящим Законом.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ АДРЕСНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ

Семьи, имеющие детей-инвалидов, в целях оказания социальной поддержки в рамках Указа Президента Республики Беларусь от 19.01.2012 № 41  «О государственной адресной социальной помощи» (далее – Указ), могут обратиться за предоставлением государственной адресной социальной помощи.

Государственная адресная социальная помощь предоставляется в виде ежемесячного и (или) единовременного социальных пособий на приобретение продуктов питания, лекарственных средств, одежды, обуви, школьных принадлежностей и на другие нужды для обеспечения нормальной жизнедеятельности.

Ежемесячное социальное пособие предоставляется семьям (гражданам) при условии, что их среднедушевой доход, определяемый в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь (далее – среднедушевой доход), по объективным причинам ниже наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Министерством труда и социальной  защиты, за два последних квартала (далее – критерий нуждаемости).

Критерий нуждаемости для ежемесячного социального пособия на период  с 01.11.2023 по 31.01.2024 составляет – 367,79 рублей.

Критерий нуждаемости для ежемесячного социального пособия многодетным семьям на период  с 01.11.2023 по 31.01.2024 составляет – 422,96 рублей.

Единовременное социальное пособие предоставляется семьям (гражданам), оказавшимся по объективным причинам в трудной жизненной ситуации, нарушающей нормальную жизнедеятельность, предоставляется при условии, что их среднедушевой доход составляет не более 1,5 величины критерия нуждаемости.

Критерий нуждаемости для единовременного социального пособия на период с 01.11.2023 по 31.01.2024 составляет – 551,69 рублей. 

Наличие трудной жизненной ситуации, дающей право семье (гражданину) на предоставление единовременного социального пособия, подтверждается документально и (или) устанавливается комиссией на основании акта обследования материально-бытового положения семьи (заявителя).

Среднедушевой доход семьи (гражданина) для предоставления государственной адресной социальной помощи определяется исходя из доходов, полученных членами семьи (гражданином) в течение 12 месяцев, предшествующих месяцу обращения за такой помощью.

При расчете среднедушевого дохода семьи для предоставления ежемесячного и (или) единовременного социальных пособий в состав семьи включаются лица, совместно проживающие и ведущие общее хозяйство, а также – их доходы за расчетный период.

Гражданам, зарегистрированным в Заводском районе г.Минска, консультацию по вопросу предоставления государственной адресной социальной помощи можно    получить в управлении социальной защиты по адресу: г.Минск, пр-т Партизанский, 83, пом. 1Н, кабинет № 4. Телефоны для справок: 241 11 24, 242 11 05, приемное время: понедельник и четверг – с 8.00  до 13.00, среда –  с 14.00  до 20.00; вторник и пятница – с 8.00  до 11.00.

ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ И ЛЬГОТЫ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ СЕМЬЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИМ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

В ОБЛАСТИ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: 

  • п. 8 ч. 2 ст. 166 Трудового кодекса Республики Беларусь наниматель обязан по желанию работницы предоставить трудовой отпуск за первый рабочий год до истечения шести месяцев работы; 
  • п. 1 ч. 1 ст. 189 Трудового кодекса Республики Беларусь наниматель обязан по желанию работницы предоставить отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до 14 календарных дней; 
  • ч. 3 ст. 263 Трудового кодекса Республики Беларусь наниматель может привлекать работницу к ночным, сверхурочным работам, к работе в государственные праздники, праздничные и выходные дни, направлять в служебную командировку только с её письменного согласия; 
  • ч 1. ст. 265 Трудового кодекса Республики Беларусь наниматель обязан по заявлению работницы предоставлять ежемесячно один дополнительный свободный от работы день с оплатой в размере среднего дневного заработка за счёт средств государственного социального страхования; 
  • ч. 3 ст. 265 Трудового кодекса Республики Беларусь наниматель может предоставлять один дополнительный свободный от работы день в неделю с оплатой в размере среднего дневного заработка в порядке и на условиях, определённых Инструкцией о порядке и условиях предоставления одного дополнительного свободного от работы дня в неделю с оплатой в размере среднего дневного заработка, утвержденной постановлением Совмина от 11.06.2014 №34

В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ:

  • Гражданам, зарегистрированным в качестве безработных, имеющим ребёнка-инвалида до 18 лет, размер пособия увеличивается на 10 процентов, а при наличии двух и более детей-инвалидов указанного возраста – на 20 процентов (абз. 17 ст. 24 Закона от 15.06.2006 № 125-З «О занятости населения Республики Беларусь»)
  • Пунктом 2 Указа Президента от 12.04.2000 №180 «О порядке применения Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29» предусмотрено, что контракты с женщинами, имеющими детей-инвалидов до восемнадцати лет, трудовые договоры с которыми были заключены на неопределенный срок, не заключаются, если они не дали согласия на заключение таких контрактов.

В ОБЛАСТИ ЖИЛИЩНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА:

В соответствии с подпунктом 63.11, пункта 63 Указа Президента Республики Беларусь от 16.12.2013 г. № 563 семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется право на получение жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда, в случае если они состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

ЛЬГОТЫ В СФЕРЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

В соответствии со ст. 164 Налогового кодек Республики Беларусь родителям, имеющим детей-инвалидов в возрасте до восемнадцати лет, стандартный налоговый вычет предоставляется в размере 52  рублей на каждого ребенка за каждый месяц налогового периода.

ст . 265 НК РБ ставка единого налога снижается для плательщиков – родителей (усыновителей) ,воспитывающих детей-инвалидов в возрасте до восемнадцати лет, – на 20 процентов начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором возникло право на льготу, включая последний день месяца, в котором ребенок-инвалид достиг

восемнадцатилетнего возраста, на основании документа, удостоверяющего личность, и удостоверения ребенка-инвалида.

ЛЬГОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.02.2010 № 229 плата за получение дополнительного образования детей и молодежи в школах искусств не  взимается с семей, с законных представителей воспитывающих ребенка-инвалида до 18 лет.

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.02.2008 № 307 плата родителей (законных представителей) за питание детей в учреждениях дошкольного образования, специальных дошкольных учреждениях, иных учреждениях образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования финансируемых из республиканского и местных бюджетов, не взимается с родителей (законных представителей) детей-инвалидов, детей, страдающих онкологическими заболеваниями, больных туберкулезом, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, получающих дошкольное образование, специальное образование на уровне дошкольного образования.

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.02.2005 №177 обеспечиваются бесплатным питанием за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов учащиеся учреждений общего среднего образования при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, образовательных программ специального образования на уровне общего среднего образования, а также учреждений высшего образования при освоении содержания образовательной программы среднего образования семьи, воспитывающие ребенка-инвалида.

В соответствии с п.6 Указа Президента Республики Беларусь от 28.08.2006 №542 «О санаторно-курортном лечении и оздоровлении населения» право на первоочередное бесплатное санаторно-курортное лечение или оздоровление имеют дети-инвалиды в возрасте до 18 лет.

О Декрете №18

Всем известно, что семья оказывает самое сильное влияние на воспитание ребенка. Ни одно  дошкольное учреждение, ни одна школа не смогут самостоятельно, без помощи родителей сформировать гармоничного и всесторонне развитого ребенка. Если в семье все благополучно, то и ребенок будет развиваться хорошо, но в то же время, если в семье есть «подводные камни» это не может не сказаться на малыше. 
К сожалению, в настоящее время в нашей стране очень широко распространено явление как социальное сиротство. Это когда юридически родители у ребенка есть, но фактически они не выполняют своих родительских функций. Социальное сиротство является признаком неблагополучия общества, и мы должны стремиться к тому, чтобы это явление было искоренено или сведено к минимуму.
ДЕКРЕТ Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006г. №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» (далее — Декрет) стал первым нормативным актом, призванным комплексно, с привлечением органов государственной власти, трудовых коллективов и общественных организаций решать проблему социального сиротства. Его принятие стало серьезным шагом в создании системы работы по защите прав и законных интересов детей, повышении ответственности родителей за их воспитание.
На первой стадии семейного неблагополучия дети признаются находящимися в социально опасном положении. К ним относятся несовершеннолетние, которые:
— воспитываются в семье, где родители недобросовестно относятся к выполнению обязанностей по воспитанию и содержанию своих детей, жестоко обращаются с ними, вовлекают в преступную деятельность, приобщают к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ, принуждают к занятию проституцией, попрошайничеству, азартным играм;
— находятся в обстановке, представляющей опасность для их жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к их воспитанию или содержанию, либо совершают правонарушения или иные антиобщественные действия;
— являются жертвами физического, психического или иного вида насилия;
— оказались в других неблагоприятных условиях, экстремальных ситуациях.
    Предусмотренные данным нормативным актом меры помогли значительно уменьшить для детей риск оказаться в неблагоприятной жизненной ситуации.
Сформирована межведомственная система выявления детей, находящихся в социально опасном положении, нуждающихся в государственной защите. Это органы образования, здравоохранения, правоохранительные органы, а также простые граждане, не равнодушные к бедам чужих детей.
При поступлении информации в школы, детские сады, социально-педагогический центр о признаках неблагополучия в семье, учреждением образования, в котором учится или воспитывается ребенок, проводится изучение положения несовершеннолетнего, обследование его условий жизни и воспитания.
Если обстановка в семье ухудшается, то ребенок признается нуждающимся в государственной защите и временно (на срок не более 6 месяцев) изымается из семьи и, как правило, помещается на государственное обеспечение в детский социальный приют.
Согласно Декрету, с момента отобрания детей родители становятся лицами, обязанными возмещать расходы по содержанию детей. Их называют обязанными лицами. Обязанными лицами также становятся родители, у которых дети отобраны на основании решения суда без лишения родительских прав; если родители находятся в розыске, лечебно-трудовых профилакториях или в местах содержания под стражей; отбывают наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, ограничения свободы, ареста. Забронированы места для трудоустройства этой категории лиц. Отслеживается отработка ими рабочего времени. Предусмотрены принудительные меры трудоустройства и выходов на работу.
Если, несмотря на все принятые специалистами меры, родители не стремятся к исправлению и отказываются от сотрудничества, то ставится вопрос о признании их детей нуждающимися в государственной защите и изымания их из семьи. Первоначально детей отнимают на срок до 6 месяцев, чтобы оказать межведомственную помощь семье и ребенку. Если и после этого в семье ничего не меняется, то в судебном порядке решается вопрос о лишении родителей родительских прав.
Если же семья после постановки на учет как СОП стала на путь исправления, то через 6 месяцев, в течение которых с семьей проводится работа, на педагогическом совете или на совете по профилактике безнадзорности ставится вопрос о снятии семьи с учета. Но даже после этого семья остается под контролем специалистов минимум полгода, так как доверие к ней утрачено.
БЕРЕГИТЕ СВОИХ ДЕТЕЙ!

Декрет Президента Республики Беларусь № 18

"О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях"

Жизнь семьи, в которой воспитывается ребенок с ОПФР

Прежде всего, обращайте внимание на то, что у ребенка сохранно, что он может. Именно это – основа, его ресурс для развития и адаптации к жизни.

Находите и изучайте информацию о возможностях обучения и воспитания вашего ребенка.

Старайтесь предоставлять Вашему ребенку возможность пробовать сделать все самому. Если он просит помочь, постарайтесь действовать вместе с ним, но не вместо него!

Уважайте себя и свою семью.

Не замыкайтесь в своих проблемах. Попытайтесь найти опору в родителях других детей с проблемами в развитии. Вы поймете, что не одиноки в своем несчастии. Опыт других семей позволит быстрее преодолеть негативные эмоции, даст надежду на будущее.

Не скрывайте ничего от близких. Держите их в курсе проблем вашего ребенка.

Помогайте другим людям – это даст возможность почувствовать себя сильными.

Не пренебрегайте обычными повседневными обязанностями, но не давайте им себя захлестнуть.

Находите возможности для собственного развития, а также развития и других членов семьи. Не забывайте о себе, своих увлечениях.

Берегите свои нервы и психику. Расслабляйтесь иногда, ходите в гости, в кино (не стесняйтесь прибегнуть к помощи родственников). Найдите себе отвлекающий момент - разводите цветы, ухаживайте за животными, читайте и т.д.

Чаще устраивайте семейные праздники с викторинами, с играми, всякими изюминками. Пусть ребёнок участвует в подготовке. Это важно. Зовите гостей. Не ограждайтесь - пусть все знают - ваша жизнь продолжается. Она полноценная и интересная.

Заведите домашнего питомца. Это поможет ребёнку адаптироваться. Он научится заботе о других и повысит собственную значимость, а также отвлечёт от мысли - я один.

У всех людей одни и те же закономерности развития. Перед вами, прежде всего, ребенок. А детям можно и нужно улыбаться, смеяться и играть.

Рекомендации родителям детей с ОПФР

  • Примите ситуацию как данность, не думайте о том, как и почему это случилось, размышляйте о том, как с этим дальше жить. Помните, что все ваши страхи и негативные мысли ребенок чувствует на интуитивном уровне. Ради успешного будущего Вашего ребенка постарайтесь найти в себе силы с оптимизмом смотреть в будущее.
  • Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но помните, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.
  • Стремитесь к тому, чтобы у всех членов семьи была возможность саморазвития и полноценной жизни. Помните, ребенку с первых месяцев жизни важно ощущать стабильность и спокойствие своего окружения.
  • Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни.
  • Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Если состояние ребенка позволяет, придумайте ему простенькие домашние обязанности, постарайтесь научить ребенка заботиться о других. Решайте все дела вместе с ним.
  • Развивайте у ребенка умения и навыки по самообслуживанию.
  • Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами.
  • Учитесь отказывать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными. Однако проанализируйте количество запретов, с которыми сталкивается ваш ребенок. Продумайте, все ли они обоснованы, нет ли возможности сократить ограничения, лишний раз проконсультируйтесь с врачом или психологом.
  • Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни компьютер не заменят вас.
  • Создавайте условия для общения ребёнка со сверстниками.
  • Стремитесь к встречам и общению с друзьями, приглашайте их в гости.
  • Чаще говорите о своем ребенке с педагогами и психологами. Каждое определенное заболевание ребенка-инвалида требует специфического ухода, а также специальных знаний и умений.
  • Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.
  • Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды, в то числе и в социальных сетях. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой. Это важно не только для вас, но и для ребенка, которому вы можете оказать услугу на всю жизнь, найдя для него друзей. Помогая друг другу, вы, прежде всего, помогаете себе!
  • Ведите дневник наблюдений за ребенком, отмечая малейшие перемены в его состоянии. Дневник с одной стороны, помогает, успокаивая Вас, с другой – способствует правильной организации всей лечебно-коррекционной работы.
  • Помните, что будущее вашего ребенка во многом зависит от того, насколько он социализирован, адаптирован в обществе. Чаще посещайте с ребенком общественные места: почту, магазин, стадион.
  • Старайтесь чувствовать себя спокойно и уверенно с ребенком-инвалидом на людях. Доброжелательно реагируйте на проявления интереса со стороны посторонних, отвечайте на их вопросы, не отталкивайте их от себя жалобами, раздражением, проявлением озлобления.  Если ребенок переймет от вас подобный стиль общения с окружающими, его шансы найти себе друзей резко возрастут.
  • Постарайтесь научить ребенка быть самим собой – и дома, и на людях. Чем раньше ребенок начнет общаться с другими детьми, тем больше шансов, что он сможет вести себя как все.
  • Помните, что ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.

Консультация для родителей

«Профилактика насилия в семье»

«Покинут счастьем будет тот,

Кого ребёнком плохо воспитали,

Побег зелёный выпрямить легко,

Сухую ветвь один огонь исправит».

                                                 Саади

Уважаемые родители! «Ваши дети подобны нежным цветам в огромном саду. Им нужен утренний ветерок и весеннее солнце, а не изнуряющий зной и сильная буря. Нельзя оскорблять и ненавидеть своих детей, обижать их, нельзя использовать силу, унижать в присутствии друзей, преувеличивать их ошибки. Обращайтесь с детьми с величайшей добротой и любовью, и тогда их уважение к вам будет идти из глубины сердца, и они исполнят свой долг, предназначенный богом». Эти слова из книги Али Акбара Фурутана «Отцы, матери, дети». Эти слова как приглашение к разговору. Каждый должен подумать: комфортно ли в вашем доме ребёнку? Имеется в виду не только материнская сторона (здесь нет границ), но и морально, душевно.

Воспитание ребёнка — главная задача родителей. Все хотят, чтобы их дети выросли умными, добрыми и хорошими людьми, но не все готовы дать соответсвующее воспитание своему ребёнку. Воспитание очень трудоемкий процесс и требует от родителей много сил и терпения.

Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулок. При этом большинство родителей хорошо понимает, что такая тактика воспитания – это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка.

Положение ребенка в семьях с более низким уровнем культуры, в семьях, где ребенок становится обузой, а не радостью жизни, значительно хуже. Указанные выше способы воспитания, которые для первой группы семей являются скорей исключением, здесь становятся нормой.

Воспитание требует огромных человеческих ресурсов, которых, к сожалению, не всегда хватает в семьях с одним родителем. Особенно ситуация осложняется в семьях где один или оба родителя страдают от алкоголизма. В таких случаях целенаправленным воспитанием в семье не занимается никто и ребёнок часто начинает воспитываться улицей. Подобные случаи показывают, что проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье сегодня – это тот вопрос, который нужно не просто обсуждать, но и принимать меры по его решению.

Жестокое обращение с детьми в семье (то есть несовершеннолетними гражданами от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи ребенка), опекунами, приемными родителями.

Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.

  • Физическое насилие – это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.
  • Сексуальное насилие – это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.
  • Психическое (эмоциональное) насилие – это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

К психической форме насилия относятся:

— открытое неприятие и постоянная критика ребенка;

— угрозы в адрес ребенка в открытой форме;

— замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;

— преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми;

— ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний;

— однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

  •  Пренебрежение нуждами ребенка – это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. К пренебрежению элементарными нуждами относятся:

— отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;

— отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.

Факторы риска, способствующие насилию и жестокому обращению с детьми.

— неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов или мачех;

— наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы;

— безработица, постоянные финансовые трудности;

— постоянные супружеские конфликты;

— статус беженцев, вынужденных переселенцев;

— низкий уровень культуры, образования;

— негативные семейные традиции;

— нежелательный ребенок;

— умственные или физические недостатки ребенка;

— «трудный» ребенок.

К сожалению, за последние годы число жертв насилия в семьях только увеличивается. Статистика показывает, что каждый год в нашей стране множество детей разного возраста становятся жертвами насильственных преступлений. Каждый год есть случаи, где  дети избиваются родителями,  несовершеннолетние становятся инвалидами в результате совершения против них преступлений.  Дети уходят из дома, спасаясь от родителей.

Многие родители, которые применяют насилие в отношении своих детей. даже не догадываются о таких фактах:

  • физические наказания притупляют все лучшие качества в детях, способствуют развитию в них лжи и лицемерия, трусости и жестокости, возбуждают злобу и ненависть к старшим;
  • дети, подвергавшиеся избиениям, с большей вероятностью могут сами стать способным на убийство или другие преступления;
  • когда такие дети становятся взрослыми, появляется высокая вероятность того¸ что они станут притеснять своих собственных детей и родителей;
  • жесткое обращение с детьми формирует людей малообразованных, социально дезадаптированных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями.

    Помните, насилие — порождает насилие!

Ребёнок, выращенный в грубости и жестокости будет  вести себя аналогичным способом и со своими детьми. Если ваш ребёнок капризничает или плохо себя ведёт, не спешите его наказывать. Помните, наказание можно заменить:

— Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.

— Объяснением. Кратко объясните ребёнку, почему его поведение неправильно, но только не вступайте с ним в спор.

— Неторопливостью. Не торопитесь наказывать ребёнка, дождитесь, пока проступок повторится.

— Наградами. Издавна известно, что награды действуют более эффективно, чем наказания.

— Похвалой. Хвалите вашего ребёнка за хорошее поведение. Всем приятно, когда их хвалят, и каждый хочет сделать так, чтобы его похвалили снова.

Также в заключении хочется привести разработанные психологами 4 заповеди мудрого родителя:

  1. Не пытайтесь сделать из ребёнка самого-самого. Так не бывает, чтобы человек всё хорошо знал и умел, но наверняка найдётся дело, с которым он справляется лучше других. Похвалите его за то, что он знает, и никогда не ругайте за то, что умеют другие.
  2. Не сравнивайте вслух ребёнка с другими детьми. Воспринимайте рассказ об успехах других детей просто как информацию.
  3. Перестаньте шантажировать. Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты…», «Я тебя растила, а ты…»
  4. Избегайте свидетелей. Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребёнок нагрубил старику, устроил истерику в магазине), нужно твердо увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните, почему так делать нельзя.

Помните, то ребёнок это зеркальное отражение своих родителей и того воспитания, какое они ему дали и если вдруг это отражение вас не устраивает, то не стоит пенять на зеркало.

Уважаемые родители! Разумно любите своих детей, создавайте комфортные условия для них.

ПАМЯТКА

НАКАЗЫВАЯ, ПОДУМАЙ: «ЗАЧЕМ!?»

Семь правил для всех

   (Владимир Леви)

  1. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. Более того, по идее, наказание должно быть полезным, не так ли? Никто не спорит. Однако, наказывающий забывает подумать…
  2. Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, — НЕ наказывайте. Даже если уже поняли, что обычно слишком мягки, доверчивы и нерешительны. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай»!
  3. За один раз – одно. Даже если проступков совершено сразу невообразимое множество, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу, а не по одному – за каждый. Салат из наказаний – блюдо не для детской души! Наказание – не за счёт любви, что бы ни случилось, не лишайте ребёнка заслуженной похвалы и награды.
  4. Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Иные, чересчур последовательные, воспитатели ругают и наказывают детей за проступки, обнаруженные спустя месяц, а то и год (что-то испортил, стащил, напакостил), забывая, что даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности правонарушения. Риск внушить ребёнку мысль о возможной безнаказанности не так страшен, как риск задержки душевного развития.
  5. Наказан – прощён. Инцидент исчерпан. Страница перевёрнута, как ни в чём не бывало. О старых грехах ни слова. Не мешайте начинать жизнь сначала!
  6. Без унижения. Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребёнком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребёнок считает, что мы несправедливы, наказание подействует только в обратную сторону.
  7. Ребёнок не должен бояться наказания. Не наказания он должен страшиться, не гнева нашего, а нашего огорчения…

БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ НА КАНИКУЛАХ

Каникулы – пора детских забав и отдыха, во время которых могут встретиться различные опасности.

И чтобы их предотвратить, нужно знать несколько важных правил:

  1. Соблюдайте правила Правила дорожного движения.
  2. Соблюдайте правила пожарной безопасности и обращения с электроприборами.
  3. Соблюдайте правила поведения в общественных местах.
  4. Соблюдайте правила личной безопасности на улице.
  5. Соблюдайте правила безопасности на льду.
  6. Соблюдайте правила безопасного поведения дома.
  7. Соблюдайте правила безопасности при обращении с животными. 

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

ВО ВРЕМЯ КАНИКУЛ

1. В общественных местах будьте вежливым и внимательным к детям и взрослым, соблюдай нормы морали и этики.

2. Будьте внимательным и осторожным на проезжей части дороги, соблюдай правила дорожного движения.

3. При использовании велосипедов соблюдайте правила дорожного движения.

4. При использовании роликовых коньков, скейтов, помните, что проезжая часть не предназначена для их использования, катайся по тротуару.

5. В общественном транспорте будьте внимательным и осторожным при посадке и выходе, на остановках.

6. Не разговаривайте с посторонними (незнакомыми) людьми. Не реагируй на знаки внимания и приказы незнакомца. Никуда не ходите с посторонними.

7. Не играйте в тёмных местах, на свалках, стройплощадках, пустырях и в заброшенных зданиях, рядом с железной дорогой и автомагистралью.

8. Без сопровождения взрослых и разрешения родителей не ходите к водоемам (рекам, озерам, водохранилищам) и в лес, не уезжай в другой населенный пункт.

9. Одевайтесь в соответствии с погодой.

10. Не дразните и не гладьте беспризорных собак и других животных.

11. Находясь дома, будьте внимательным при обращении с острыми, режущими, колющими предметами и электронагревательными приборами; не играть со спичками, зажигалками.

12. Находясь вблизи водоёмов, не входите в воду, не ходите по краю берега.

13. При походе в лес не поджигай сухую траву, не лазьте по деревьям, внимательно смотрите под ноги.

14. В случае гололёда не спеши при ходьбе, не обгоняй прохожих. При падении старайся упасть на бок, не хватайся за окружающих.

Правила дорожного движения

  1. Проходите по тротуару только с правой стороны. Если нет тротуара, иди по левому краю дороги, навстречу движению транспорта.
  2. Дорогу переходите в том месте, где указана пешеходная дорожка или установлен светофор. Дорогу переходите на зелёный свет.
  3. Когда переходите дорогу, смотрите сначала налево, потом на право.
  4. Если нет светофора, переходите дорогу на перекрёстке. Пересекать улицу надо прямо, а не наискось.
  5. Не переходите дорогу перед близко идущим транспортом.
  6. На проезжей части игры строго запрещены.
  7. Не выезжайте на проезжую часть на велосипеде.
                    

Правила пожарной безопасности и обращения с электроприборами

    Запрещается!

  1. Небрежно, беспечно обращаться огнём, выбрасывать горящую золу вблизи строений.
  2. Оставлять открытыми двери печей, каминов.
  3. Использовать неисправную аппаратуру и приборы.
  4. Пользоваться повреждёнными розетками. Пользоваться электрическими утюгами, плитками, чайниками без подставок из несгораемых материалов.
  5. Пользоваться электрошнурами и проводами с нарушенной изоляцией.
  6. Оставлять без присмотра топящиеся печи.
  7. Ковырять в розетке ни пальцем, ни другими предметами.
  8. Самим чинить и разбирать электроприборы.

Правила безопасности при общении с животными

  1. Не надо считать любое помахивание хвостом проявлением дружелюбия. Иногда это может говорить о совершенно недружелюбном настрое.
  2. Не стоит пристально смотреть в глаза собаке и улыбаться. В переводе с «собачьего» это значит «показывать зубы», или говорить, что вы сильнее.
  3. Нельзя показывать свой страх. Собака может почувствовать это и повести себя агрессивно. Нельзя убегать от собаки. Этим вы приглашаете собаку поохотиться за убегающей дичью.
  4. Не кормите чужих собак и не трогайте собаку во время еды или сна
  5. Избегайте приближаться к большим собакам охранных пород. Некоторые из них выучены бросаться на людей, приближающихся на определённое расстояние.
  6. Животные могут распространять такие болезни, как бешенство, лишай, чума, тиф и др.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.