2 апреля - Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма
Ежегодно 2 апреля отмечается Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Более 1% детей в мире имеет аутизм, при этом расстройство до сих пор плохо изучено, диагностика во многих странах не развита, а ученые говорят о значительном распространении аутизма по всей планете. В связи с частотой проявления расстройства аутистического спектра (РАС) все чаще называют «эпидемией XXI века» и главной загадкой третьего тысячелетия.
Аутизм - расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Расстройство возникает до трехлетнего возраста. Аутичный ребенок внешне может производить впечатление просто избалованного, капризного, невоспитанного. Часто родители, надеясь, что малыш перерастет проблемы, обращаются к специалистам, когда он достигает возраста 4–5 лет, и уже упущен большой промежуток времени и реабилитационного потенциала.
Что же должно насторожить родителей? В первую очередь, то, как ребенок взаимодействует с другими людьми. Это самый важный критерий в диагностике аутизма. Обращайте внимание на общение. Малыши повторяют слова или фразы, услышанные ранее и не связанные с конкретной ситуацией; не слышат и не выполняют ваши просьбы; смеются или плачут без причины. Аутичные дети не умеют выражать свои чувства (не обнимают, не целуют родных); не общаются со сверстниками и взрослыми, предпочитают одиночество; испытывают сложности в том, чтобы смотреть собеседнику в глаза. Они сложно переносят любые перемены; легко расстраиваются из-за шума, толпы, слишком большого потока событий или прикосновений; производят необычные игровые действия. Проявляют чрезмерную физическую активность или ее недостаток.
В Центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации г.Чаусы есть опыт сопровождения детей с аутизмом. Специалисты проводят диагностику детей, имеющих подобные нарушения, оказывают консультативную помощь родителям. На базе центра ребенок имеет возможность получить раннюю комплексную помощь. Мы развиваем речь и коммуникацию, необходимые навыки самообслуживания, социального взаимодействия, снимаем агрессию, аутоагрессию, чтобы ребенок мог пойти в учреждение дошкольного или общего среднего образования.
В нашем районе есть опыт открытия групп интегрированного обучения и воспитания для детей с аутистическими нарушениями. По необходимости детям предоставляется возможность персонального сопровождения. Дети с аутизмом получают возможность быть в коллективе сверстников, учатся общаться, получают навыки, необходимые для полноценной жизни в обществе.